РАЗДЕЛ 2. Экономические механизмы сохранения биоразнообразия

 

Глава 2.1. Экономические механизмы сохранения биоразнообразия (из Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России)

Для движения страны к устойчивому развитию, не разрушающему природу, необходим переход от современной экономической парадигмы, рассматривающей эффективность хозяйственного комплекса и охрану природы как автономные проблемы, к целостному эколого-экономическому подходу, интегрирующему природу и экономику как два взаимосвязанных компонента социоэкосистемы. При таком подходе любые решения на макроэкономическом уровне должны давать положительный экологический эффект (или быть, по крайне мере, экологически нейтральными), то есть обеспечивать двойной выигрыш – экономический и экологический.

Целостный эколого-экономический подход определяет необходимость рассмотрения экономических механизмов сохранения живой природы на двух уровнях:

-  на макроэкономическом уровне, когда народное хозяйство страны рассматривается как единое целое (с учетом международных экономических взаимодействий) и представляется агрегированными экономическими и эколого-экономическими показателями;

-  на уровне специальных эколого-экономических механизмов, направленных непосредственно на сохранение живой природы.

 

Макроэкономический уровень

Здесь выделяются следующие ключевые для сохранения биоразнообразия стратегические задачи:

·        экологизация структурной перестройки экономики и изменение экспортно-импортной политики;

·        снижение в национальной экономике доли природоэксплуатирующих и ресурсодобывающих отраслей; повышение доли производств и технологических цепочек, ориентированных на высокую степень переработки сырья и производство конечного продукта;

·        снижение доли энерго- и ресурсоемких производств, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей, развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий; сокращение потребления ресурсов на единицу выпускаемой продукции;

·        отказ от технологий и производств, наносящих ущерб биоразнообразию в пользу экологически безопасных производств и технологий;

·        изменение структуры экспорта – сокращение экспорта природного сырья и продуктов с низкой степенью переработки, увеличение экспорта высокотехнологичных товаров.

Реструктуризация хозяйственного комплекса в пользу высокотехнологичных природосберегающих производств является стратегической целью прежде всего для развития российского общества, так как только в этом случае возможна модернизация российской экономики, переход к современному постиндустриальному обществу, конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, устойчивому обеспечению благосостояния населения.

В настоящее время идет формирование новой экономической системы России. Именно сейчас чрезвычайно важно заложить фундамент будущей высокотехнологичной и природосберегающей структуры экономики. Если приоритетное развитие опять получат ресурсные и «грязные» отрасли, исправить эти перекосы в будущем будет крайне трудно и это может привести к катастрофической деградации природы.

 

Для реструктуризации экономики необходима инвестиционная политика, ориентированная на приоритетное развитие высокотехнологичных и природосберегающих производств, а также увеличение инвестиционной привлекательности России по этим направлениям. Последовательная экологическая политика, выполнение страной ее обязательств по международным соглашениям, в том числе по Конвенции о биологическом разнообразии, в современном мире рассматриваются как фактор повышения инвестиционной привлекательности – это показатели цивилизованного и легального бизнеса (в отличие от экологически вредных производств).

·        формирование эколого-ориентированных национальных счетов, включение ценности биоразнообразия в макроэкономические показатели страны, (включая ВВП – валовой внутренний продукт, ВНП – валовой национальный продукт) и систему международных взаиморасчетов. Эколого-ориентированные счета должны обеспечивать:

·        учет приращения и потерь биоразнообразия России, соотношение которых отражает тенденции изменения природной составляющей национального богатства; учет изменения качества природных объектов под воздействием антропогенной нагрузки и природоохранных мер;

·        оценку экологических параметров развития страны и степени его устойчивости в макроэкономических показателях;

·        сравнение эффективности альтернатив развития страны с учетом экологического фактора;

·        ориентацию показателей экономического развития страны на объемы конечной продукции, необходимой потребителю, а не на объемы используемых ресурсов и добываемого сырья, которые необходимо минимизировать;

·        учет экологических и природосберегающих издержек (ущерб от истощения ресурсов и деградации среды) в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН;

·        расчет чистого внутреннего продукта, представляющего собой валовой внутренний продукт за вычетом потребления основного капитала, включая его сокращение из-за истощения природных ресурсов и деградации среды; динамика чистого внутреннего продукта наиболее адекватно отражает характер развития страны с учетом как социально-экономической, так и природной составляющих.

·        реформирование системы налогообложения – переход от существующей преимущественно косвенной системы налогообложения (опирающейся на учет результатов производства и не принимающей во внимание используемые природные ресурсы) к прямому природно-ресурсному налогообложению (базирующемуся на учете вовлекаемых в производство природных ресурсов). Резкое изменение пропорций налогов за счет роста доли налогов, связанных с использованием природных биоресурсов и нанесением ущерба биоразнообразию, при сохранении их общей суммы:

·        относительное повышение налогов для природоэксплуатирующих ресурсных отраслей и снижение для высокотехнологичных производств, ориентированных на изготовление конечной продукции;

·        повышение налогов и ужесточение амортизационных норм для экологически вредных производств и технологий, установление налоговых льгот и «мягких» амортизационных норм для природосберегающих и экологически безопасных технологий; учет воздействия технологий на биоразнообразие;

·        введение налогов на экологически опасную продукцию с учетом ее потенциального вреда для биоразнообразия;

·        абсолютное повышение платы за использование природных ресурсов, включая биоразнообразие, платы за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязнений, размещение отходов и другие нарушения природной среды с учетом их воздействия на биоразнообразие;

·        предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, реинвестирующим прибыль на осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению биоразнообразия, производящим природоохранную технику, технологии, оказывающим экологические услуги, занимающимся экологической рекламой;

·        обеспечение адресного использования средств от природно-ресурсных налогов на природоохранные цели.

Переход к прямому природно-ресурсному налогообложению имеет ряд выгод: способствует ресурсосбережению и охране природной среды; способствует лучшей собираемости налогов, поскольку скрыть прямой объект налогообложения невозможно; способствует созданию реальных фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов; сближает коммерческую и экологическую эффективность, так как возрастает стимулирование ресурсосбережения для любых собственников.

Такая реформа должна осуществляться постепенно с целью адаптации налогоплательщиков к новым условиям налогообложения. На первых этапах реструктуризация налогообложения общая сумма налогов должна сохраняться.

·        Создание общегосударственной системы экономической оценки биоразнообразия как национального достояния. Адекватный учет всех функций природных систем, в первую очередь – средообразующей, а также продукционной, информационной и культурно-эстетической. Соответствующее совершенствование законодательной и нормативно-методической базы, проведение масштабных экономических оценок на основе общей экономической ценности (стоимости), включая учет средообразующей функции природных систем, стоимости альтернативного использования, затрат на восстановление, оценок предотвращенного ущерба, ренты и пр.

·        Разработка системы экономической оценки генетических ресурсов.

Экономическая оценка биоразнообразия, адекватная его реальной роли в обеспечении возможностей устойчивого развития, позволит усовершенствовать систему исчисления и сбора налогов (земельных, лесных, водных и промысловых) с учетом реальной ценности биоресурсов.

·        Разработка и согласование механизма международных взаимоотношений по глобальным воздействиям на окружающую среду. Включение ценности живой природы в оценку национального богатства и макроэкономические показатели развития России будет отражать ключевую роль ее живой природы в поддержании биосферных процессов и сохранении глобального биоразнообразия. Комплексные оценки стоимости биоразнообразия как части национального богатства страны должны учитываться как реальный актив России при международных экономических взаиморасчетах с позиций сохранения и восстановления биосферных функций.

·        Разработка экономических механизмов доступа к генетическим ресурсам, определение их стоимости. Плата за доступ к генетическим ресурсам должна различаться в зависимости от их последующего использования: некоммерческого (не связанного с извлечением выгоды – в научных, образовательных, санитарных целях) и коммерческого (передачи генетических материалов биотехнологическим компаниям для создания коммерческих продуктов).

 

Специальные эколого-экономические механизмы

Системы эколого-экономического регулирования включают стимулирующие (налоги и платежи за использование природных ресурсов, налоговые льготы за природоохранную деятельность и использование природосберегающих технологий, включение экологических издержек в бухгалтерские балансы и др.) и принуждающие (административные запреты, принуждения, штрафы) механизмы. Эффективность и целесообразность преимущественного применения экономических стимулов или административных запретов зависит от состояния природной среды, уровня антропогенной нагрузки, особенностей хозяйственного комплекса и региональных условий. Современное трудное экономическое положение страны заставляет при выборе средств реализации политики сохранения биоразнообразия обращать внимание прежде всего на меры ограничительного, запретительного и фискального характера, что не отрицает необходимости разработки и применения чисто экономических мер в тех случаях, когда они могут дать наибольший эффект.

Основные направления работы на уровне специальных эколого-экономических механизмов следующие.

·  Коррекция системы платежей и штрафов за сверхнормативное или незаконное воздействие на природу – включение в сумму штрафа оценок как прямого ущерба, нанесенного биоразнообразию, так и его последствий. Разработка системы адресного распределения средств, полученных от штрафов, позволяющей их использовать на восстановление тех объектов биоразнообразия, которым был нанесен ущерб.

·  Введение стандартов экологического управления предприятиями с учетом требований сохранения биоразнообразия.

·  Создание целевых инновационных фондов для развития ресурсосберегающих и малоотходных технологий в промышленности и адаптивного природосберегающего сельского хозяйства. Методология создания эколого-инновационных программ и фондов включает обоснование источников их средств и функций, а также выработку стимулирующих воздействий по реализации таких программ. Реализация инвестиционных проектов и программ экологической направленности должна базироваться на учете полных экологических и ресурсосберегающих издержек. Этот механизм способствует выбору наименее природоемких проектов и программ для инвестиций.

·  Стимулирование создания рынков экологически чистой продукции, технологий и оборудования, распространение требований экологической безопасности производства как одного из основных инструментов рыночной конкуренции. Реализация этого направления достигается использованием комплекса экономических, административных, правовых и пропагандистских мер:

o   совершенствованием системы национальных счетов в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН с целью явного учета в народном хозяйстве экологических издержек и использования природных ресурсов;

o   запретом экспорта-импорта экологически опасных товаров и технологий;

o   рекламой экологически чистых продуктов и экологически безопасного производства; льготными тарифами для размещения рекламы продукции природосберегающих предприятий и размещения экологической рекламы;

o   формированием позитивного экологического облика российского бизнеса, его участием в сохранении биоразнообразия;

o   развитием механизма торговли квотами на допустимое экологическое воздействие, который в условиях самостоятельности предприятий делает выгодным развитие природосберегающих технологий и приводит к сокращению нагрузки на природу при сделках купли-продажи предприятий.

·  Учет экологического фактора, включая требование сохранения биоразнообразия, при приватизации. Формирование комплекса требований по такому учету связано, в частности, с созданием приватизационного экологического фонда, в который зачисляются средства, возвращаемые инвесторам для обеспечения экологической безопасности, отчисления на амортизацию природоохранных объектов и прибыль, реинвестируемая предприятиями на природоохранные нужды.

·  Развитие системы экологического страхования с учетом риска для биоразнообразия. Эта система должна:

·  обеспечивать максимальное возмещение ущерба, нанесенного живой природе в результате аварий и других непредвиденных последствий хозяйственной деятельности;

·  выполнять функции контроля, в том числе на основе постоянного экологического аудита;

·  формировать в страховых компаниях обязательные фонды для финансирования природоохранных мероприятий и развития экологически безопасных технологий.

·  Развитие систем экологической сертификации и лицензирования с учетом показателей биоразнообразия.

·  Внедрение задач сохранения биоразнообразия в систему базовых принципов организации хозяйства и экономической деятельности отраслей, эксплуатирующих природные биосистемы (лесное хозяйство, охотничье хозяйство, рыбное хозяйство, промысел морепродуктов), создание экономической системы, направленной на их неистощительное использование.

·  Поддержка (государственный протекционизм) российских товаропроизводителей, осуществляющих деятельность с использованием традиционных форм хозяйствования, адаптированных к особенностям природных и социально-экономических условий различных регионов России. Эти меры решают две задачи: а) обеспечивают «встроенность» производственных и экономических процессов в местные природные и социально-экономические условия; б) способствуют сохранению разнообразия традиционных способов ведения хозяйства, сохраняющих биоразнообразие.


(назад)