Заповедники и национальные парки

                                            Дорогие коллеги!
Мне поручили ознакомиться с проектом нового варианта закона "Об особо
охраняемых природных территориях". Направляю Вам результаты этого
ознакомления. Надеюсь, что Сибирское отделение РАН доведёт до сведения
Правительства РФ, что предлагаемые изменения в Законе 1995 г. пагубно
скажутся на работе и состоянии ООПТ России и без того находящихся в
бедственном положении.
Я думаю, что надо ознакомить с присланными материалами посетителей БиоДат.
                                                                                Ю.С.Равкин

Исходный текст законопроекта, который анализировали ученые                Текст законопроекта с внесенными правками

Предложения по изменению и дополнению проекта Федерального закона Российской федерации «Об особо охраняемых природных территориях»


                Направляем Вам предложения по изменению и дополнению проекта Федерального закона Российской федерации «Об особо охраняемых природных территориях».
                Считаем целесообразным включить в закон:

1 – право Российской академии наук направлять в Правительство Российской Федерации обращения с предложением о создании государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных комплексов и объектов памятников природы и других особо охраняемых территорий (ООПТ);
2 – обязанность отчисления части прибыли (по соглашению с администрацией заповедников, заказников и национальных парков) от коммерческого производства изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся в границах заповедников, заказников и национальных парков;
3 – увеличить перечень запрещённых видов деятельности на территории природных заказников, согласно дополнениям в тексте статьи 18 (пункт 1).
                Обращаем Ваше внимание, что в статье 2 (стр. 12) иные, созданные ранее, ООПТ, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, охраняемые участки пресноводных и морских акваторий и др., предписано привести в соответствие с видами ООПТ нового варианта Закона. Все они не упомянуты в списке предлагаемых видов особо охраняемых территорий и не все могут быть отнесены к ним. Это может привести к потере ими статуса ООПТ, их застройке, вырубке лесов на их территории и другим видам использования, приводящим к потере их функционального значения.
                Кроме того, нами составлен перечень некоторых пунктов и статей и их формулировок, исключённых из текста прежнего варианта Закона (приложение). Ознакомление с ним свидетельствует, что из Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предлагается исключить статьи, запрещавшие приватизацию объектов на ООПТ, вводившие уголовную ответственность за нарушения режима их охраны, отменявшие выплату компенсаций за убытки, понесённые собственниками при соблюдении природоохранных правил. Отменяются льготы ООПТ и право на отчисление в их пользу суммы штрафов за нарушение режима охраны и другие положения, значительно ухудшающие материальное и финансовое обеспечение ООПТ, и без того нищенское в настоящее время. Следует добиваться восстановления этих статей в новом варианте Закона, поскольку их отсутствие открывает простор для нецелевого использования территории и объектов ООПТ, подрывает всю сложившуюся систему охраны, будет способствовать расхищению и приватизации не только национальных, но и мировых ценностей, что, несомненно, увеличит социальную напряжённость в обществе и вызовет отрицательную реакцию экологических организаций и мирового сообщества в целом.
                Прочие исправления и дополнения внесены в текст проекта и помечены заливкой.

Директор ИСиЭЖ СО РАН,
чл.-к. РАН         В.И.Евсиков

Директор ЦСБС СО РАН,
проф.          В.П.Седельников


Приложение


Перечень части статей и формулировок полностью или частично исключённых в новой редакции закона «Об особо охраняемых природных территориях»

 
 
 

Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий


                1. С учётом особенностей режима особо охраняемых и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
в) природные парки;
                2. Правительство Российской федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зелёные зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
                3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
                7. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым  природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
 
 

РАЗДЕЛ II.   ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ПРИРОДНЫЕ  ЗАПОВЕДНИКИ

Статья 6. Общие положения


                Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
                Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
 

Статья 7. Задача государственных природных заповедников

                На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
 

статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников


                2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
                ж) осуществление контрольно-надзорных функций;
                5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся  сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
 

Статья 11. Особенности правового положения государственных природных заповедников


                2. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами:

– от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;
– в счёт возмещения ущерба, причинённого природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;
– от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
– в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
                3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.
                6. Государственные природные заповедники пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

Статья 13. Основные задачи национальных парков


                е) осуществление экологического мониторинга.
 

Статья 16. Особенности правового положения национальных парков


                2. средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке являются следующие получаемые национальными парками средства:

а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;
б) в качестве арендной платы, в счёт возмещения ущерба, причинённого природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;
в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
                3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.
                5. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
                6. Национальные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий национальных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

Статья 17. Организация обслуживания посетителей национальных парков


                1. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утверждёнными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.
 
 

РАЗДЕЛ IV.    ПРИРОДНЫЕ  ПАРКИ


                РАЗДЕЛ   ПОЛНОСТЬЮ   ИСКЛЮЧЁН
 
 

Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы


                3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счёт федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
 
 

РАЗДЕЛ VII. ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ

Статья 28. Общие положения


                Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
                2. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
 

Статья 30. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов


                1. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, средств субъектов Российской федерации и других не запрещённых законом источников.
                2. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства:

а) в счёт возмещения ущерба, причинённого в результате деятельности физических и юридических лиц;
б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
в) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
            3. Дендрологические парки и ботанические сады пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 
 

Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения


                2. Работники, осуществляющие охрану территорий государственных природных заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных парков.
 
 

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий


                2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
                3. Вред, причинённый природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.

Исходный текст законопроекта, который анализировали ученые                Текст законопроекта с внесенными правками