Дорогие коллеги!
Мне поручили ознакомиться с проектом нового варианта закона "Об
особо
охраняемых природных территориях". Направляю Вам результаты этого
ознакомления. Надеюсь, что Сибирское отделение РАН доведёт
до сведения
Правительства РФ, что предлагаемые изменения в Законе 1995
г. пагубно
скажутся на работе и состоянии ООПТ России и без того находящихся
в
бедственном положении.
Я думаю, что надо ознакомить с присланными материалами посетителей
БиоДат.
Ю.С.Равкин
Исходный текст законопроекта, который анализировали ученые Текст законопроекта с внесенными правками
Направляем Вам предложения по изменению и дополнению проекта Федерального
закона Российской федерации «Об особо охраняемых природных территориях».
Считаем целесообразным включить в закон:
1 – право Российской академии наук направлять в Правительство Российской Федерации обращения с предложением о создании государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных комплексов и объектов памятников природы и других особо охраняемых территорий (ООПТ);Обращаем Ваше внимание, что в статье 2 (стр. 12) иные, созданные ранее, ООПТ, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, охраняемые участки пресноводных и морских акваторий и др., предписано привести в соответствие с видами ООПТ нового варианта Закона. Все они не упомянуты в списке предлагаемых видов особо охраняемых территорий и не все могут быть отнесены к ним. Это может привести к потере ими статуса ООПТ, их застройке, вырубке лесов на их территории и другим видам использования, приводящим к потере их функционального значения.
2 – обязанность отчисления части прибыли (по соглашению с администрацией заповедников, заказников и национальных парков) от коммерческого производства изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся в границах заповедников, заказников и национальных парков;
3 – увеличить перечень запрещённых видов деятельности на территории природных заказников, согласно дополнениям в тексте статьи 18 (пункт 1).
Директор ИСиЭЖ СО РАН,
чл.-к. РАН В.И.Евсиков
Директор ЦСБС СО РАН,
проф. В.П.Седельников
1. С учётом особенностей режима особо охраняемых и статуса находящихся
на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных
территорий:
в) природные парки;
2. Правительство Российской федерации, соответствующие органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут
устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории,
на которых находятся зелёные зоны, городские леса, городские парки, памятники
садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные
системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники
и другие).
3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных
антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного
пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым
режимом хозяйственной деятельности.
7. Территории государственных природных заповедников и национальных парков
относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Территории
государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков
и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут
быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального
значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального
значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться
особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие
природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников
полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного
лица к другому иными способами).
2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия
и деятельность, направленные на:
ж) осуществление контрольно-надзорных функций;
5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан,
не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не
являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные
заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или
дирекций государственных природных заповедников.
2. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном
порядке следующими средствами:
– от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.
– в счёт возмещения ущерба, причинённого природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;
– от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
– в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
е) осуществление экологического мониторинга.
2. средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном
порядке являются следующие получаемые национальными парками средства:
а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.
б) в качестве арендной платы, в счёт возмещения ущерба, причинённого природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;
в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
1. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных
парков осуществляется в соответствии с утверждёнными проектами на основании
лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма
и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые
услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности
национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам
историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным
органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные
парки.
РАЗДЕЛ ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧЁН
3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных
участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников
природы возмещаются за счёт федерального бюджета, а также средств внебюджетных
фондов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются
только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются
в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим
садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям,
в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
2. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов
здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
1. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется
за счёт средств федерального бюджета, средств субъектов Российской федерации
и других не запрещённых законом источников.
2. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они
распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими
парками и ботаническими садами средства:
а) в счёт возмещения ущерба, причинённого в результате деятельности физических и юридических лиц;3. Дендрологические парки и ботанические сады пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
в) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
2. Работники, осуществляющие охрану территорий государственных природных
заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные
инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных
парков.
2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность
за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
3. Вред, причинённый природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых
природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утверждёнными
в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба,
а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.
Исходный текст законопроекта, который анализировали ученые Текст законопроекта с внесенными правками