Заповедники и национальные парки под угрозой!

Радуйтесь, что не развалили до конца...

Пресс-служба WWF, 17 февраля 2004 года

                Во Всемирный фонд дикой природы (WWF) поступило сообщение, которое представляет собой официальную реакцию со стороны МПР на заявления экологических организаций с обвинениями данного ведомства в развале системы особо охраняемых природных территорий России. Сообщение подписано начальником Управления охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда Министерства природных ресурсов РФ Юрием Дорошиным.

                В сообщении говорится, что государственная лесная служба МПР России рассмотрела информацию экологов о реформировании заповедной системы в стране и считает, что принятые в этой части приказы Министерства от 15.12.2003 г. # 1107, от 19.01.2004 г. # 40, от 28.01.2004 г. # 69, от 02.02.2004 г. # 77 соответствуют 72 статье Конституции Российской Федерации, определяющей, что особо охраняемые территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

                WWF считает необходимым напомнить чиновникам из МПР, что заповедники и национальные парки, в соответствии с Законом РФ *Об особо охраняемых природных территориях*, относятся к федеральной собственности, которая (71-я статья Конституции РФ) находится в исключительном ведении Российской Федерации. Чиновники федерального министерства, претендующего на нормотворчество, в своей профессиональной сфере должны, в соответствии с пожеланиями классиков, не только почитать законы и конституцию, но желательно также их и почитывать*

                Далее в сообщение говорится: *Следует отметить, что в период реформирования не ликвидировано ни одного государственного природного заповедника и национального парка*, из чего можно сделать вывод, что МПР ставит этот факт себе в заслугу.

                Создание новых ООПТ фактически прекратилось только с разгромом независимых государственных природоохранных органов 17 мая 2000 года, причем после воцарения министра МПР Виталия Артюхова впервые с середины 50-х годов не было создано ни одного федерального заповедника и национального парка.  Можно предположить, что господин Ю. Дорошин вслед за развалом системы лесной охраны готов не пощадить *живота своего* теперь уже и для дальнейшего развала уникальной системы российских государственных заповедников, национальных парков и других типов ООПТ. Руководство МПР упорно делает вид, что не знает о том, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ  от 23 мая 2001 года * 725-р был утвержден детальный перечень заповедников и национальных парков, которые должны быть созданы в России в период с 2001 до 2010 года. Ни один заповедник или национальный парк из этого списка за прошедшие три года создан не был!

                Например, центральный аппарат МПР в течение этих лет просрочил подачу полностью согласованных с Ленинградской областью документов по созданию  заповедника *Ингермандландского* в Правительство России, в результате  его все
согласование с землепользователями и руководством региона нужно будет начинать сначала. Отдельные территории запланированных федеральных ООПТ уже переданы в долгосрочную аренду под вырубку леса (например,  Южно-таежный
пихтовый заповедник* в Томской области) или документы для их создания так и не были внесены в Правительство Российской Федерации (национальные парки "Анюйский" (Хабаровский край), "Удэгейская легенда" и "Зов тигра" (Приморский край)).
                Некоторые территории из правительственного перечня, создание которых по вине МПР *зависло*, могут в ближайшее время утратить свою природоохранную ценность (заповедник *Утриш* в Краснодарском крае в районе Новороссийска * единственный участок малонарушенных сухих субтропических лесов на территории России). Более того, не смотря на то, что в стране декларируется существенный экономический рост и рост расходных статей федерального бюджета, финансирование заповедников в последние годы обеспечивается лишь на 30-50%. Но при этом у министерства *хватило времени* незаконно передать часть Сочинского национального парка для организации охот высокопоставленных чиновников и поддержать поправки в Лесной кодекс, позволившие легализовать захват зеленых зон больших городов, региональных особо охраняемых природных территорий и защитных лесов I группы.

                *В соответствии с приказом Министерства от 02.02.2004 г. # 77 продолжает осуществлять функции государственного управления заповедниками и национальными парками специализированный Департамент особо охраняемых природных территорий. Что касается кадровой политики в отношении руководящего состава указанного Департамента и подведомственных учреждений МПР России, то это прерогатива руководства Министерства*, - говориться в сообщении министерства.

                Безусловно,  многое из того, что пытается делать МПР, находится в компетенции Министерства, но оценивать эту деятельность может и должна общественность, ученые и независимые специалисты, в том числе специалисты экологических организаций. WWF России еще раз отмечает, что внутренняя управленческая политика МПР противоречит политике Правительства по снижению административных барьеров, принципам профессионального менеджмента и просто здравому смыслу. От руководства заповедной системой отстранены наиболее компетентные специалисты, например, А.М.Амирханов и В.Б.Степаницкий, много лет проработавшие в ней и во многом сделавшие нашу заповедную систему одной из лучших в мире. На место специалистов поставлены люди, никогда с подобной проблематикой не сталкивавшиеся, в частности - нынешний руководитель Департамента ООПТ Н.Н.Яловенко, работавший ранее руководителем ГУПР по Омской области, где нет ни одного заповедника и национального парка.

                *С учетом попытки фальсификации резолюции III Всероссийского съезда по охране природы, исключения из нее подавляющего большинства пунктов резолюции секции по особо охраняемым природным территориям и сохранению биоразнообразия, а также возмутительного по характеру проведения и хамского по тону выступлений  руководителей
центрального аппарата МПР совещания директоров заповедников и национальных парков России, которое прошло 25 декабря 2003 года, и на котором от директоров федеральных охраняемых территорий фактически требовали скрывать от средств массовой информации и неправительственных организаций факты противоречащих законодательству России распоряжений МПР России, мы просто обязаны тщательно отслеживать тенденции кадровой политики МПР в отношении заповедников и национальных парков* - говорит директор по охране природы WWF России Евгений Шварц.

                И последнее. Тот факт, что на обвинения экологов отвечает господин Ю. Дорошин, выступление которого на совещании руководства МПР с руководителями государственных заповедников и национальных парков показало его полную некомпетентность в деле организации охраны особо охраняемых природных территорий и который несет ответственность за состояние  всей лесной охраны в России, не только дает полное право независимым экологам давать оценку действиям его ведомства, но и фактически обязывает сделать это. И оценка WWF России такова * большинство приказов  МПР в сфере охраняемых природных территорий направлены лишь на сохранение административного ресурса*, а не на исполнение прямых обязанностей ведомства * улучшение состояния и развитие системы охраны окружающей среды Российской Федерации.