Пресс-служба WWF, 17 февраля 2004 года
Во Всемирный фонд дикой природы (WWF) поступило сообщение, которое представляет собой официальную реакцию со стороны МПР на заявления экологических организаций с обвинениями данного ведомства в развале системы особо охраняемых природных территорий России. Сообщение подписано начальником Управления охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда Министерства природных ресурсов РФ Юрием Дорошиным.
В сообщении говорится, что государственная лесная служба МПР России рассмотрела информацию экологов о реформировании заповедной системы в стране и считает, что принятые в этой части приказы Министерства от 15.12.2003 г. # 1107, от 19.01.2004 г. # 40, от 28.01.2004 г. # 69, от 02.02.2004 г. # 77 соответствуют 72 статье Конституции Российской Федерации, определяющей, что особо охраняемые территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
WWF считает необходимым напомнить чиновникам из МПР, что заповедники и национальные парки, в соответствии с Законом РФ *Об особо охраняемых природных территориях*, относятся к федеральной собственности, которая (71-я статья Конституции РФ) находится в исключительном ведении Российской Федерации. Чиновники федерального министерства, претендующего на нормотворчество, в своей профессиональной сфере должны, в соответствии с пожеланиями классиков, не только почитать законы и конституцию, но желательно также их и почитывать*
Далее в сообщение говорится: *Следует отметить, что в период реформирования не ликвидировано ни одного государственного природного заповедника и национального парка*, из чего можно сделать вывод, что МПР ставит этот факт себе в заслугу.
Создание новых ООПТ фактически прекратилось только с разгромом независимых государственных природоохранных органов 17 мая 2000 года, причем после воцарения министра МПР Виталия Артюхова впервые с середины 50-х годов не было создано ни одного федерального заповедника и национального парка. Можно предположить, что господин Ю. Дорошин вслед за развалом системы лесной охраны готов не пощадить *живота своего* теперь уже и для дальнейшего развала уникальной системы российских государственных заповедников, национальных парков и других типов ООПТ. Руководство МПР упорно делает вид, что не знает о том, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 года * 725-р был утвержден детальный перечень заповедников и национальных парков, которые должны быть созданы в России в период с 2001 до 2010 года. Ни один заповедник или национальный парк из этого списка за прошедшие три года создан не был!
Например, центральный аппарат МПР в течение этих лет просрочил подачу полностью
согласованных с Ленинградской областью документов по созданию заповедника
*Ингермандландского* в Правительство России, в результате его все
согласование с землепользователями и руководством региона нужно будет
начинать сначала. Отдельные территории запланированных федеральных ООПТ
уже переданы в долгосрочную аренду под вырубку леса (например, Южно-таежный
пихтовый заповедник* в Томской области) или документы для их создания
так и не были внесены в Правительство Российской Федерации (национальные
парки "Анюйский" (Хабаровский край), "Удэгейская легенда" и "Зов тигра"
(Приморский край)).
Некоторые территории из правительственного перечня, создание которых по
вине МПР *зависло*, могут в ближайшее время утратить свою природоохранную
ценность (заповедник *Утриш* в Краснодарском крае в районе Новороссийска
* единственный участок малонарушенных сухих субтропических лесов на территории
России). Более того, не смотря на то, что в стране декларируется существенный
экономический рост и рост расходных статей федерального бюджета, финансирование
заповедников в последние годы обеспечивается лишь на 30-50%. Но при этом
у министерства *хватило времени* незаконно передать часть Сочинского национального
парка для организации охот высокопоставленных чиновников и поддержать поправки
в Лесной кодекс, позволившие легализовать захват зеленых зон больших городов,
региональных особо охраняемых природных территорий и защитных лесов I группы.
*В соответствии с приказом Министерства от 02.02.2004 г. # 77 продолжает осуществлять функции государственного управления заповедниками и национальными парками специализированный Департамент особо охраняемых природных территорий. Что касается кадровой политики в отношении руководящего состава указанного Департамента и подведомственных учреждений МПР России, то это прерогатива руководства Министерства*, - говориться в сообщении министерства.
Безусловно, многое из того, что пытается делать МПР, находится в компетенции Министерства, но оценивать эту деятельность может и должна общественность, ученые и независимые специалисты, в том числе специалисты экологических организаций. WWF России еще раз отмечает, что внутренняя управленческая политика МПР противоречит политике Правительства по снижению административных барьеров, принципам профессионального менеджмента и просто здравому смыслу. От руководства заповедной системой отстранены наиболее компетентные специалисты, например, А.М.Амирханов и В.Б.Степаницкий, много лет проработавшие в ней и во многом сделавшие нашу заповедную систему одной из лучших в мире. На место специалистов поставлены люди, никогда с подобной проблематикой не сталкивавшиеся, в частности - нынешний руководитель Департамента ООПТ Н.Н.Яловенко, работавший ранее руководителем ГУПР по Омской области, где нет ни одного заповедника и национального парка.
*С учетом попытки фальсификации резолюции III Всероссийского съезда по
охране природы, исключения из нее подавляющего большинства пунктов резолюции
секции по особо охраняемым природным территориям и сохранению биоразнообразия,
а также возмутительного по характеру проведения и хамского по тону выступлений
руководителей
центрального аппарата МПР совещания директоров заповедников и национальных
парков России, которое прошло 25 декабря 2003 года, и на котором от директоров
федеральных охраняемых территорий фактически требовали скрывать от средств
массовой информации и неправительственных организаций факты противоречащих
законодательству России распоряжений МПР России, мы просто обязаны тщательно
отслеживать тенденции кадровой политики МПР в отношении заповедников и
национальных парков* - говорит директор по охране природы WWF России Евгений
Шварц.
И последнее. Тот факт, что на обвинения экологов отвечает господин Ю. Дорошин,
выступление которого на совещании руководства МПР с руководителями государственных
заповедников и национальных парков показало его полную некомпетентность
в деле организации охраны особо охраняемых природных территорий и который
несет ответственность за состояние всей лесной охраны в России, не
только дает полное право независимым экологам давать оценку действиям его
ведомства, но и фактически обязывает сделать это. И оценка WWF России такова
* большинство приказов МПР в сфере охраняемых природных территорий
направлены лишь на сохранение административного ресурса*, а не на исполнение
прямых обязанностей ведомства * улучшение состояния и развитие системы
охраны окружающей среды Российской Федерации.