Заповедники и национальные парки под угрозой!

Сравнение текста Резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы Москва, 18-21 ноября 2003 г. и документа, выдаваемого чиновниками МПР России за резолюцию Съезда

Текст Резолюции принятый Съездом
Соответствующие выдержки из текста, выдаваемого МПР России за резолюцию III Съезде по охране природы
18-21 ноября 2003 года в г. Москве состоялся Третий Всероссийский съезд по охране природы. В работе съезда приняли участие свыше 5 тыс. человек представителей органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, общественных экологических организаций, международных организаций и представителей природоохранных ведомств ближнего и дальнего зарубежья, научных и образовательных организаций, крупных компаний - природопользователей, видных ученых и специалистов в области охраны окружающей среды. ……..
За период после Второго съезда улучшения состояния окружающей среды в Российской Федерации не произошло. Находится под угрозой здоровье десятков миллионов людей, проживающих в зонах экологического неблагополучия. Вместе с тем за период после Второго Всероссийского съезда по охране природы в 1999 году наметились положительные тенденции в части правового, экономического и общественного регулирования природоохранной деятельности: ……….
15% территории России состояние окружающей среды не соответствует нормативам экологической безопасности. Здесь же отмечаются чрезвычайно тревожные тенденции потери биологического разнообразия.Но именно здесь - в экологически неблагополучных местах - проживает порядка 60% населения и производится основная часть ВВП. На 15% территории России, где проживает около 60% населения страны состояние окружающей среды не соответствует нормативам экологической безопасности. Здесь же отмечаются чрезвычайно тревожные тенденции потери биологического разнообразия ……….
Не соответствует санитарным нормам качество воды в почти половине источников централизованного водоснабжения, а также состояние земель во всех крупных городах и промышленных центрах страны. По-прежнему не соответствует санитарным нормам качество воды во многих источниках централизованного водоснабжения. ………..
Экологические программы требуют своего разрешения на Байкале и на Юге России, в бассейне реки Волга, на прибрежных территориях Черного и Каспийского морей и в районах Крайнего Севера. Ежегодно растет количество не переработанных промышленных и бытовых отходов. ……………
Сложная и неблагоприятная экологическая обстановка на ряде территорий и акваторий формировалась в России десятилетиями. По сути дела весь XX век российское общество мирилось с пренебрежительным отношением к проблемам охраны природы и природоохранным мерам. Но в последние годы вновь наметился рост загрязнения, в связи с загрузкой устаревших производств. Одновременно шло ускоренное насыщение городов автомобилями, в общей массе - экологически грязными. Все это привело в дальнейшему ухудшению экологической обстановки, в первую очередь в части загрязнения воздуха, почв и водных объектов. Сложная и неблагоприятная обстановка в отдельных регионах России формировалась практически на протяжении многих десятилетий. Проблемы технического переоснащения промышленного производства, резко возросшая автомобилизация городов, интенсивное использование природных ресурсов, нарастающее загрязнение водных объектов, резкое увеличение отходов производства и потребления приводит к дальнейшему ухудшению окружающей среды. ……….
В целом экологическая ситуация в России остается неудовлетворительной. Она приводит к ухудшению основных показателей здоровья населения, качества и продолжительности жизни.Экологические проблемы России сложнейшим образом смыкаются с проблемами глобальной экологии. Вхождение России в мировой рынок и присоединение к системе международных конвенций накладывает дополнительную ответственность, масштабные обязательства. Негативное состояние окружающей среды приводит к ухудшению здоровья населения и как следствие к сокращению продолжительности жизни. ………
Однако следует отметить ряд положительных перемен, происшедших в Российской Федерации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Разработана и одобрена Правительством Экологическая доктрина Российской Федерации.В прошедшие годы:было сформировано экологическое законодательство;произошло становление системы государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;получила развитие система государственной экологической экспертизы, экологического нормирования, расширение особо охраняемых природных территорий;продолжается формирование системы обеспечения экологической безопасности;в стране возникли профессиональные общественные экологические организации. В системе МПР России отлажена экологическая вертикаль управления. наметились положительные тенденции в части правового, экономического и общественного регулирования природоохранной деятельности:приняты федеральные законы …… перечень ……..одобрена Правительством Российской Федерации Экологическая доктрина Российской Федерации и утвержден План действий ее реализации;создана система государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на федеральном и региональном уровнях;развивается и совершенствуется система государственной экологической экспертизы;получила развитие система экологического контроля и обеспечения экологической безопасности;сформированы профессиональные общественные экологические организации;в основном созданы природоохранные подразделения в производственной структуре природопользователей.
В нее входят: Государственная служба охраны окружающей природной среды, Государственная служба контроля, а также территориальные органы Министерства по федеральным округам и субъектам федерации.Вся эта система наделена необходимыми правами и полномочиями, полностью скоординирована со структурами управления недрами, лесным и водным хозяйством.Свыше 65% территории России фактически не затронуты антропогенным воздействием. Эти территории имеют ненарушенные экосистемы, сохранившие естественную биопродуктивность и биоразнообразие. Это огромное богатство и огромное преимущество России в решении глобальных экологических проблем.Принят ряд подзаконных актов по реализации федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления". Разработан проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". ……………
1. Экологическая политика
1.1. Съезд считает, что последовательная реализация Экологической доктрины Российской Федерации позволит решить накопившиеся проблемы. Основными принципами экологической политики и реализации Экологической доктрины Российской Федерации съезд считает следующие:равенство и единство экологических, социальных и экономических составляющих развития страны; оперативное и стратегическое планирование; опережающее развитие экологического законодательства;
Делегаты и участники съезда считают, что обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность может быть обеспечено при соблюдении следующих условий: равенства и единства экологических, социальных и экономических составляющих развития государства;
преимущественное внимание региональным природоохранным приоритетам;
компетентное участие гражданского общества.
повышения роли общественных организаций и неправительственных формирований в решении экологических проблем;открытости информации о состоянии окружающей среды и экологической безопасности для гражданского общества.……………
Основными задачами в этой области на современном этапе съезд считает восстановление эффективности государственного управления охраной окружающей среды и повышение ценности природных ресурсов, как общенародного достояния. Для законодательного обеспечения решения этих задач необходимо:утверждение Президентом Российской Федерации Основных направленийэкологической политики Российской Федерации на основе Экологической доктрины; …………
разработка пакета законодательных актов прямого действия в сфере охраны окружающей среды; обеспечить приоритетное принятие законодательных актов прямого действия в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;………
законодательное закрепление повышения роли и полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения; четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления;
принятие закона о платежах за негативное воздействие на окружающую среду при одновременном обеспечении целевого использования средств; совершенствования платежей за негативное воздействие на окружающую среду на основополагающем принципе "загрязнитель платит";
законодательное закрепление возрастающей ценности природных ресурсов, включая обобществление природно-ресурсной ренты, учета экосистемных услуг, а также необходимость оценки природно-ресурсного потенциала регионов и его динамики;  
законодательное закрепление статуса зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, а также необходимости рекультивации ранее нарушенных территорий и акваторий; закрепления статуса зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, а также реабилитации загрязненных территорий прошлых лет;
законодательное закрепление экономических преимуществ за предприятиями, занимающимися переработкой вторичных ресурсов по сравнению с ресурсодобывающими; внедрения механизмов экономического стимулирования переработки вторичных ресурсов, отходов промышленности и бытовых отходов;
законодательное закрепление механизма реализации бассейнового принципа регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. внедрения механизма бассейнового принципа регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
Для организационного обеспечения необходимо:
- разработать и утвердить государственный план реализации Экологической доктрины Российской Федерации с конкретными показателями для министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации;создать при Президенте Российской Федерации Координационный совет по устойчивому развитию, включающий представителей Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, представителей регионов, органов местного самоуправления, гражданского общества и научной общественности;
- перейти к индикаторам устойчивого развития, учитывающим, в частности истощение природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды;
- в условиях огромной научной неопределенности компьютерных прогнозов возможного изменения климата в конце XX1 века, а также учитывая позицию Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости учета национальных интересов России при возможной ратификации Киотского протокола, участники съезда обращаются с просьбой в Президиум Российской Академии Наук активизировать дальнейшее научное изучение проблемы изменения климата, экономических и социальных последствий возможной ратификации Киотского соглашения.
 
2. Экология и право 
2.1.В целях отработки механизмов передачи осуществления части полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды с федерального на региональный уровень путем заключения соглашений о передаче осуществления части полномочий поддержать инициативу Правительства Москвы о проведении первого пилотного проекта по таким соглашениям на территории столицы.
2.2.Рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации дополнить п. 2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.99 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечнем полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды, осуществляемых территориальными органами МПР России.
2.3.Рекомендовать Государственной Думе Российской Федерации внести в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" дополнение, устанавливающее обязанность Правительства Российской Федерации в строго определенный срок исполнять положения федеральных законов, предусматривающие принятие подзаконных нормативных правовых актов, а также ответственность должностных лиц за своевременную подготовку и принятие таких актов. Затягивание Правительством Российской Федерации принятия указанных нормативных правовых актов блокирует действие соответствующих федеральных законов по предмету совместного ведения и препятствует законодательному процессу субъектов Российской Федерации.
2.4.При разработке федерального закона о платежах за загрязнение окружающей среды предусмотреть в нем норму, устанавливающую право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о зачете средств, инвестированных хозяйствующим субъектом в уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
2.5.Дополнить таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.01 №388, дополнением, предоставляющим органам исполнительной власти субъектов РФ право принимать соответствующие таксы для расчета ущерба, причиненного уничтожением зеленых насаждений, не относящихся к лесному фонду и лесам, не включенным в лесной фонд.
 
3. Экологическая безопасность и охрана природы

3.1.Министерству природных ресурсов Российской Федерации осуществить обоснованное ранжирование территорий Российской Федерации по степени экологического риска и впоследствии ежегодно пересматривать перечни наиболее уязвимых территорий с целью устранения негативных последствий нарушения окружающей природной среды и вред здоровью населения.В качестве механизма реализации целесообразно как можно скорее принять "Закон об отнесении территорий к зонам экологического неблагополучия".

МПР России:осуществить обоснованное ранжирование территорий Российской Федерации по степени экологического риска и мониторинга наиболее уязвимых территорий с целью устранения негативных последствий нарушения окружающей среды и вредных воздействий на здоровье населения;
3.2.Разработать систему единых, обязательных для применения технических регламентов в области охраны окружающей среды. Кардинальным решением проблемы экологического нормирования качества природной среды должно быть создание самостоятельной государственной системы нормативов "Охрана природы". В значительной степени этому будет способствовать принятие Правительством Российской Федерации постановления "О нормировании в области охраны окружающей среды", проект которого в настоящее время проходит стадию согласования.  
3.3.МПР России и Минэкономразвития России установить действенные механизмы повышения эффективности государственного контроля за выполнением экологических программ и природоохранного законодательства, имея в виду необходимость разработки и принятия закона "О государственном контроле в области природопользования и охраны окружающей среды". МПР России совместно Минэкономразвития России установить действенные механизмы повышения эффективности государственного контроля за выполнением экологических программ и природоохранного законодательства, имея в виду необходимость разработки и принятия закона "О государственном контроле в области природопользования и охраны окружающей среды".
3.4. Отмечая озабоченность сохранением негативных последствий ранее проведенных промышленных ядерных взрывов (особенно на территориях добычи углеводородного сырья), необходимо разработать и внедрить нормативный документ "Особые экологические требования к разработке месторождений полезных ископаемых в зонах промышленных ядерных взрывов", предусмотрев в качестве основного механизма контроля систему комплексного мониторинга.  
3.5.МПР России рекомендовать в качестве эксперимента создать единый документ по нормированию нагрузок на водные экосистемы, взяв за основу разработанный и апробированный Санкт-Петербургским Политехническим Университетом механизм квотирования нагрузки в бассейне с учетом эффективности природопользования предприятий, особенности географического положения и социально-экономического развития района. разработать и внедрить пилотный проект по нормированию нагрузок на водные экосистемы, взяв за основу разработанный и апробированный Санкт-Петербургским Политехническим Университетом механизм квотирования нагрузки в бассейне с учетом эффективности природопользования предприятий, особенностей географического положения и социально-экономического развития район;
3.6.Рекомендовать Минобороны России продолжить работу по дооборудованию кораблей, вспомогательных судов и реконструкции береговых территорий, размещения складов горючесмазочных материалов, очистных сооружений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по охране окружающей среды. Минобороны России продолжить работу по дооборудованию военных кораблей, вспомогательных судов и реконструкции соответствующих береговых территорий, размещения складов горючесмазочных материалов, очистных сооружений в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов по охране окружающей среды.
3.7.Минобороны России и МПР России разработать пакет нормативно-правовых документов по обеспечению экологической безопасности при утилизации обычных вооружений и военной техники, а также уничтожении оружия массового поражения и его элементов. Минобороны России, МПР России, Минздрав России совместно с другими государственными органами исполнительными власти разработать мероприятия на обеспечение экологической безопасности деятельности вооруженных сил (ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов), путем проведения экологически сбалансированной политики, обеспечивающей эффективное решение задач вооруженными силами при минимизации уровня воздействия на окружающую среду; при разоружении и утилизации военной техники, уничтожении оружия массового поражения и его элементов…….
3.8.МПР России, Минобороны России, Роскомзему, Минсельхозу России разработать и реализовать регламент передачи территорий освобождаемых войсковыми частями, в сферу деятельности гражданской администрации с условием осуществления их экологической реабилитации и исключения случаев бесконтрольного использования районов, загрязненных высокотоксичными и другими опасными веществами. МПР России, Минобороны России, Роскомзем, Минсельхоз России разработать и реализовать регламент передачи территорий освобождаемых войсковыми частями, в сферу деятельности гражданской администрации с условием осуществления их экологической реабилитации и исключения случаев бесконтрольного использования районов, загрязненных высокотоксичными и другими опасными веществами.
3.9.Рекомендовать Минэкономразвития России в рамках реализации энергетической политики Российской Федерации направить основные усилия и средства на поиск и использование экологически безопасных источников энергии, в том числе альтернативных, с целью кардинального снижения загрязнения атмосферы "парниковыми" газами. Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России в рамках реализации энергетической стратегии Российской Федерации уделить особое внимание поиску и использованию нетрадиционных экологически безопасных источников энергии с целью кардинального снижения загрязнения атмосферы "парниковыми" газами.
3.10.Рекомендовать Минобороны России и МПР России продолжить результативное сотрудничество в области осуществления государственного экологического контроля. Росавиакосмос, Минобороны России, Минпромнауки России усилить контроль за выполнением требований природоохранительного законодательства на объектах ракетно-космической деятельности, а также разработать и внедрить мероприятия по снижению негативных воздействий ракетно-космических комплексов на окружающую среду и околоземное космическое пространство.
3.11. Отметить, что в последние годы МПР России активизировало свою работу с представителями общественных организаций. Считать целесообразным продолжить эту работу, обратив особое внимание на привлечение общественных организаций к проведению экологического контроля и экологической экспертизы. развивать и совершенствовать работу с общественными экологическими организациями и подготовить к утверждению в 2004 году рекомендации по ведению общественной экологической экспертизы и контроля;
3.12. Просить Миннауки России, Минэкономразвития России провести исследования и опубликовать результаты стратегической экологической оценки воздействия на окружающую среду развития предприятий топливно-энергетического комплекса а период до 2020 года. Минэнерго России, Минпромнауки России, Минэкономразвития России провести исследования и опубликовать результаты стратегии оценки воздействия на окружающую среду развития предприятий топливно-энергетического комплекса на период до 2020 года.
3.13.Рекомендовать Минэнерго России представить на государственную экологическую экспертизу документацию по стратегии развития отрасли на перспективу.
3.14.Продолжить работу по совершенствованию законодательства и разработке необходимых нормативных правовых документов в области экологической экспертизы, направленных на:
- активизацию взаимодействия и широкое использование потенциала общественных организаций по вопросам экологической экспертизы;
- эффективное взаимодействие по вопросам государственной экологической экспертизы федеральных специально уполномоченных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- формирование общенационального механизма отбора и классификации объектов государственной экологической экспертизы;
 
3.15.МПР России внести предложения по созданию проектов законов "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в "Уголовный Кодеке Российской Федерации" в части ответственности за:
- оказание давления на экспертов государственной экологической экспертизы, в том числе штатных сотрудников экспертных подразделений специально уполномоченных органов;
- создание угрозы жизни и здоровью экспертов ГЭЭ и штатных сотрудников экспертных подразделений государственной экологической экспертизы;
- прямое или косвенное вмешательство в работу экспертов, экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, экспертных подразделений в области государственной экологической экспертизы.
….. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в "Уголовный Кодекс Российской Федерации" в части ответственности за: оказание давления на экспертов государственной экологической экспертизы, в том числе штатных сотрудников экспертных подразделений специально уполномоченных органов; создание угрозы жизни и здоровью экспертов Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и штатных сотрудников экспертных подразделений государственной экологической экспертизы; прямое или косвенное вмешательство в работу экспертов, экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, экспертных подразделений в области государственной экологической экспертизы;
4. Экология и здоровье населения 
4.1. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить принятие жизненно важных законопроектов:"Об экологической безопасности";"О статусе зон экологического бедствия";"О питьевой воде"
4.2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации обеспечить разработку проектов законов"Об ответственности за вред, причиненный здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды";"О добровольном страховании рисков здоровью населения и окружающей среде";"О плате за негативное воздействие на окружающую среду", предусмотрев целевое использование средств";"О порядке страхования жизни здоровья и имущества граждан на случай аварии на ядерном объекте".
4.3.Включить в законодательство Российской Федерации методологию оценки риска здоровью и окружающей среды с ее использованием в страховании. 
4.4.В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" ускорить разработку технического регламентов по вопросам охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Делегаты и участники съезда просят Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации: ускорить разработку и принятие федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", предусмотрев в нем взимание платы за загрязнение окружающей среды радионуклидами, целевое поступление и исполнение средств на природоохранные мероприятия, а также механизм экономического стимулирования выполнения природоохранных мероприятий хозяйствующими субъектами Российской Федерации; "О государственном контроле за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов Российской Федерации", предусмотрев в нем социальную защищенность государственных инспекторов по охране природы; "Об экологической безопасности", "О статусе зон экологического бедствия", "О радиоактивных отходах", "О питьевой воде", "Об охране почв", "О растительном мире", "Об охоте", "О рыболовстве", "Об экологическом аудите", "Об экологическим страховании", "Об экологическом контроле"; "О защите акваторий внутренних морей и территориальных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами", "О растительном мире", "Об упаковке и упаковочных отходах", "Об ответственности за вред, причиненный здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды", "О добровольном страховании рисков здоровью населения и окружающей среде"; "О порядке страхования жизни здоровья и имущества граждан на случай аварии на ядерном объекте"
4.5.Просить МПР России и Минздрав России ускорить разработку нормативов в области охраны окружающей среды и корректировку методик исчисления размера вреда окружающей среде в соответствии с федеральным законом "Об охране окружающей среды". разработать и утвердить методики исчисления размеров вреда окружающей среде и природным ресурсам в результате экологических правонарушений и преступлений;
4.6.МПР России и Минздрав России усилить консолидацию действий министерств и ведомств по реализации основных разделов Экологической доктрины Российской Федерации и, прежде всего, на совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме охраны окружающей среды и здоровья населения,  МПР России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации:обеспечить исполнение Плана действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации;
методическое и организационное обеспечение экологического и санитарно-гигиенического мониторинга окружающей среды, методологии оценки и анализа риска неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды и здоровье населения с целью принятия рациональных управленческих решений на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Минздрав России: обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме охраны окружающей среды и здоровья населения, методическое и организационное обеспечение экологического и санитарно-гигиенического мониторинга окружающей среды, методологии оценки и анализа риска неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды и здоровье населения;
4.7.Рекомендовать Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и определить механизм отчетности и целевого расходования средств, поступающих от субъектов хозяйственной и иной деятельности за возмещение вреда окружающей среде в бюджеты различных уровней на природоохранные и здравоохранительные цели.  
4.8.Считать приоритетной задачей подготовку и реализацию национальных и региональных планов и программ:по реабилитации здоровья населения и состояния окружающей среды на техногенно загрязненных территориях с ориентацией на привлечение внутренних ресурсов территорий;по уничтожению стойких органических загрязнителей и других опасных химических веществ;по обезвреживанию опасных биологических загрязнений и реабилитации радиационно загрязненных участков территории.  
4.9. Считать целесообразным разработку региональных нормативов качества окружающей среды с учетом специфики загрязнения территорий. разработать региональные нормативы качества окружающей среды;
4.10.Рекомендовать органам государственной власги субъектов Российской Федерации с экологически неблагополучной обстановкой разработать и принять целевые программы но реабилитации окружающей среды и здоровья населения, проживающего па техногенно загрязненных территориях, и обеспечить их финансирование. 
4.11.Обратиться в Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России. Минфин России с просьбой увеличить финансирование программ по городами территориям экологического неблагополучия в рамках ФЦН "Экология и природные ресурсы".
4.12.Разработать на федеральном, региональном и локальном уровнях перечень наиболее неблагополучных в экологическом отношении территорий, проживание на которых представляет реальную опасность для здоровья населения. 
4.13.Итерировать системы социально-гигиенического мониторинга и экологического мониторинга, как основного инструмента формирования управленческих решений в области охраны окружающей среды и охраны здоровья населения. 
4.14.Учитывая, что Черноморское побережье России является единственной в России субтропической курортной зоной, рекомендовать Минздраву России и МНР России провести соответствующие исследования по приданию рекреационной территории всего побережья правового статуса лечебно-оздоровительной местности.
 
5. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования 
Съезд отмечает недостаточно активное участие российской стороны в Общеевропейской конференции министерств по окружающей среде (Киев, 2003} и неподписание протокола по Стратегической оценке.Ослабление межгосударственного взаимодействия в рамках Хельсинской комиссии по защите морской окружающей среды Балтийского моря (ХЕЛ-КОМ).Снижение активности международного сотрудничества в рамках Межгосударственного сотрудничества в рамках Межгосударственного совета государств-участников СНГ.Отсутствие стратегической экологической оценки и стратегии минимизации рисков и негативных экологических последствий диверсификации российского морского экспорта углеводородов.Затягивание присоединения к важнейшим природоохранным соглашениям (Конвенция Эспоо, Орхуская конвенция, Боннская конвенция, Бернская конвенция, Европейская ландшафтная конвенция и др.).Сохраняющаяся межведомственная разобщенность и нескоординированность участия в международном природоохранном сотрудничестве между федеральными и региональными участниками процесса.Отсутствие регулярного взаимодействия между МНР России и заинтересованной общественностью, включая НПО, участвующие в международном природоохранном процессе.Сохраняющиеся иждивенческие тенденции в отношении участия в международных экологических проектах и программах. 
5.1.Отметить необходимость активного участия в международном природоохранном сотрудничестве с целью эффективного продвижения национальных интересов и обеспечения внешних условий экологической безопасности и устойчивого развития.
 
5.2. Одобрить разработанную МПР России в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации и Резолюцией Второго Всероссийского съезда по охране природы Концепцию международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды. Рекомендовать МПР России представить Концепцию в Правительство Российской Федерации для утверждения. доработать и представить в Правительство Российской Федерации Концепцию международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
5.3.Усилить внимание к последовательному включению природоохранного компонента в комплекс вопросов сотрудничества в рамках СНГ на основе реализации идеи единого экологического изменения. Активизировать участие в деятельности Межгосударственного экологического совета государств участников СНГ. 
5.4.Обратить внимание на необходимость ускорения рассмотрения вопроса о присоединении России к ряду международных природоохранных соглашений, включая Конвенцию об оценке воздействия па окружающую среду в трансграничном контексте и Протокол по стратегической экологической оценке к ней. Орхусскую конвенцию о доступе и информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и др. 
5.5.Исходя из приверженности России целям Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), подтвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на Всемирной конференции по изменению климата (Москва, 2003 г.), призвать все ветви государственной власти Российской Федерации в тесном сотрудничестве с гражданским обществом активизировать деятельность по разработке национальной стратегии управления выбросами парниковых газов и принятию решения по целесообразности осуществления пилотного проекта МПР России по разработке и внедрению механизмов регулирования выбросов парниковых газов.Считать необходимым разработку стратегии предотвращения и ликвидации трансграничных экологических проблем, включая подготовку необходимой нормативной базы в отношении негативных экологических последствий диверсификации добычи и транспортировки углеводородного сырья, в том числе - Федерального закона о предотвращении нефтяного загрязнения морской среды. 

6. Охрана природы и гражданское общество 

6.1.Направить усилия всех заинтересованных общественных организаций, движений граждан па консолидацию действий по охране окружающей седы. 
6.2.Органам государственной власти всех уровней, Государственной экологической службы МНР России улучшить взаимодействие с общественными экологическими организациями по вопросам охраны окружающей среды. Подготовить пакет соглашений с общественными организациями о взаимодействии в области охраны окружающей среды. 
6.3.МПР России совместно с общественными экологическими организациями подготовить и опубликовать в 2003 году рекомендации по ведению общественной экологической экспертизы и контроля. 
6.4.Правительству Российской Федерации, в рамках проведения в стране административной реформы, рассмотреть предложение о создании вневедомственного надзорного органа в области экологии и предложение об укреплении и совершенствовании государственной экологической службы. 
6.5. Поддержать предложение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по устойчивому развитию и экологии.

 
6.6. Органам государственной власти разработать законодательный механизм экономического стимулирования экологической прессы и экологических общественных организаций. рассмотреть возможность внедрения законодательного стимулирования средств массовой информации по опубликованию сведений о состоянии окружающей среды и экологической безопасности.
6.7. Просить Правительство Российской Федерации о выделении эфирного времени на телевизионных государственных каналах и бюджетных средств для подготовки программ передач, пропагандирующих экологическую культуру.
6.8. Органам государственной власти внести предложения о дополнении в налоговое законодательство по введению льгот для общественных организаций средств массовой информации, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
рассмотреть возможность выделения эфирного времени на телевизионных государственных каналах за счет бюджетных средств для трансляции программ экологического просвещения населения;
6.9. Считать необходимым органам государственной власти и органам местного самоуправления принять нормативные акты, содержащие механизмы и процедуры реализации прав граждан на участие в разработке, принятии и реализации экологически значимых решений. принять нормативные акты, содержащие механизмы и процедуры реализации прав граждан на участие в разработке, принятии и реализации экологически значимых решений;
6.10. Органам государственной власти: разработать в кратчайшие сроки законодательные акты прямого действия эффективного экономического стимулирования деятельности в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечить равный доступ к муниципальному и государственному заказу в области охраны окружающей среды и экологической безопасности для организаций всех форм собственности, в том числе и общественных.  
6.11. МПР России активизировать деятельность подразделений Министерства в субъектах Российской Федерации по организации и проведению дней защиты от экологической опасности, как основы консолидации исполнительной власти и общественных организаций в решении экологических проблем. активизировать деятельность подразделений Министерства в субъектах Российской Федерации по организации и проведению дней защиты от экологической опасности, как основы консолидации исполнительной власти и общественных организаций в решении экологических проблем;
6.12. МВД России рассмотреть вопрос формирования подразделений экологической милиции во всех регионах Российской Федерации. МВД России: рассмотреть вопрос формирования подразделений экологической милиции во всех регионах Российской Федерации;
7. Рациональное природопользование

7.1. Обратиться к Президенту Российской Федерации в части: необходимости разработки и принятия законодательных актов, направленных на обеспечение гарантий возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц и окружающей среды в случае аварий с экологическими последствиями;необходимости первоочередного принятия рассмотренного и одобренного делегатами и участниками съезда проекта федерального закона "Об экологическом аудите";необходимости разработки и принятия проекта федерального закона "Об упаковке и упаковочных отходах".
7.2. Правительству Российской Федерации:ускорить разработку Федерального Закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду";

 
ежегодно предусматривать в Федеральном Законе "О федеральном бюджете" средств на: профилактику лесных пожаров и на борьбу с лесными пожарами и обеспечивать их своевременное выделение на указанные цели; восстановлении рекультивацию земель бывших военных полигонов, принадлежащих Минобороны России на территориях субъектов Российской Федерации; рекультивацию земель отработанных месторождений ранее действовавших горнодобывающих предприятий. ежегодно предусматривать выделение средств федерального бюджета в объемах достаточных для профилактики лесных пожаров и борьбы с ними; рассмотреть вопрос о выделении средств федерального бюджета на восстановление и рекультивацию земель бывших военных полигонов, а также реабилитацию нарушенных и загрязненных территорий ликвидированных предприятий;
7.3. МПР России подготовить предложения по вопросам:принятие решений по учету представленных хозяйствующими субъектами в государственные природоохранные органы экологических аудиторских заключений при планировании контрольно-инспекционной, разрешительной и экспертной деятельности;
- принятие решений об использовании экологического аудита в целях определения размеров возмещения ущерба окружающей среды при трансграничных перемещениях ядовитых и опасных веществ и отходов, а также определения величины представляемых страховых гарантий возмещения ущерба окружающей среде при обязательном страховании (ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
- принятие решений по учету представленных хозяйствующими субъектами в государственные природоохранные органы экологических аудиторских заключений при планировании контрольно-инспекционной, разрешительной и экспертной деятельности;принятие решений об использовании экологического аудита в целях определения размеров представления гарантий возмещения ущерба окружающей среде при трансграничных перемещениях ядовитых и опасных веществ и отходов, а также определения величины представляемых страховых гарантий возмещения ущерба окружающей среде при обязательном страховании (ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
- о введении обязательного аудита (экоаудита) объектов сферы обращения отходов, на которых полностью или частично отсутствует документация, обеспечивающая выполнение данными предприятиями требований экологического законодательства.
      Подготовить предложения по внесению изменений в Административный кодекс РФ в части нарушения правил благоустройства и обращения отходов и проекта положения о возможности привлечения для контрольной и иной деятельности научно-технического потенциала иных министерств и ведомств и их подразделений;
- в целях создания внебюджетных источников финансирования природоохранных мероприятий подготовить решения об организации экологической лотереи и об использовании поступивших средств (совместно с НПЭА "Экологическая аудиторская палата");
- поддержать инициативу профессиональных объединений по развитию экологического предпринимательства;разработать программу обустройства и сохранения естественных ландшафтов в местах активной хозяйственной деятельности;
- подготовить и утвердить положение об экологической паспортизации морских угодий России;
- организовать работы но составлению кадастра морских угодий;
- подготовить и ввести систему региональных эталонов для морских экосистем и морских угодий;
- разработать ГИС "Морские угодья России".
 
8. Экологическое образование и просвещение

8.1 Обратить внимание Минобразования России в части реализации Плана действий по реализации Экологической доктрины Российской Федерации (одобренной Правительством Российской Федерации 31.08.02 № 1225р) на недопустимость сокращения учебного времени дисциплин естественно - научного цикла (биологии, географии, физики). Рекомендовать Минобразования России ввести в программы средней школы преподавание дисциплины "экология" (Экологическая доктрина согласована 12-ю министерствами кроме Минобразования России).

рассмотреть введение в учебные планы общеобразовательной школы курса "Экология"рассмотреть возможность сохранения учебного времени дисциплин естественно - научного цикла (биологии, географии).
8.2. Рекомендовать МПР России во исполнение ст. 73 Закона "Об охране окружающей среды" внести в Правительство Российской Федерации проект постановления "Об обязательной экологической подготовке руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду". обеспечить обязательную подготовку руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает воздействие на окружающую среду";
8.3. Существующая система высшего экологического образования не имеет целевого заказа от МПР России и других министерств и ведомств природно-ресурсной сферы.В связи с этим рекомендовать Правительству Российской Федерации для координации деятельности этих министерств и ведомств в области экологического и природно-ресурсного образования создать Межведомственную комиссию по экологическому и природно-ресурсному образованию.  
8.4. Рекомендовать МПР России совместно с Минобразованием России подготовить и утвердить Государственный образовательный стандарт по профессиональной экологической подготовке и переподготовке руководителей и служащих государственных и негосударственных организаций. подготовить и утвердить Государственный образовательный стандарт по профессиональной экологической подготовке и переподготовке руководителей и служащих государственных и негосударственных организаций;
8.5.Отмечая все возрастающую роль неправительственных общественных организаций (НПО) в решении проблем охраны природы, считать целесообразным привлечь НПО к разработке и реализации национального плана мероприятий по образованию и просвещению населения в области охраны окружающей среды и устойчивого развития на 2003-2007 гг. в рамках реализации Экологической доктрины Российской Федерации.  
8.6.В соответствии с решениями Саммита в Йоханнесбурге (2002) и Конференции министров по окружающей среде Европы (Киев, 2003) рекомендовать МПР России и Минобразованию России поддержать разработку Стратегии в области образования и просвещения для устойчивого развития и Национального плана действий по внедрению элементов образования для устойчивого развития в существующие образовательные системы..  рекомендовать разработать Национальный план действий по реализации решений Саммита в Йоханнесбурге (2002) и Конференции министров по окружающей среде стран Европы (Киев, 2003);
Рекомендовать провести осенью 2004 г. совместное Совещание МПР России и Минобразования России "Экологическое образование и устойчивое развитие" и утвердить на нем эти документы. провести осенью 2004 г. Всероссийское совещание "Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития".
8.7.Рекомендовать МПР России в экологических и природоохранных программах особо выделить финансирование (гранты) для молодых ученых и специалистов.  
9. Особо охраняемые природные территории и сохранение биоразнообразия 

9.1.Считать недопустимой коренную ревизию законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, влекущую разрушение апробированных механизмов создания и функционирования этих территорий. При совершенствовании законодательства обеспечить преемственность, сохранение концептуальных основ и позитивной практики развития системы особо охраняемых природных территорий. 
9.2.Считать необходимым условием обеспечения эффективного управления единой системой федеральных особо охраняемых природных территорий создание в структуре федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, Государственной службы особо охраняемых природных территорий, наделив ее всеми функциями и полномочиями, необходимыми для эффективного управления этой системой. 
9.3.Считать важнейшей задачей государственных природоохранных и правоохранительных органов пресечение попытки отчуждения и использования земельных и водных участков особо охраняемых природных территорий в целях, не совместимых с сохранением биологического и ландшафтного разнообразия.

 
9.4.Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации шире использовать практику создания специализированных служб по управлению системами особо охраняемых природных территорий регионального значения. развивать систему управления особо охраняемых природных территорий регионального значения;
9.5.Принять неотложные меры по усилению борьбы с незаконными добычей, использованием и иным оборотом биологических ресурсов, включая совершенствование законодательства, правоприменительной практики и организацию специализированных инспекций.  
9.6.МПР России и иным федеральным органам исполнительной власти принять неотложные меры по созданию новых государственных природных заповедников и национальных парков, предусмотренных Перечнем, одобренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.01 № 725-р и разработку планов по созданию морских особо охраняемых природных территорий на период до 2012 года. принять действенные меры по созданию государственных природных заповедников и национальных парков в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.01 № 785-р и разработку планов по созданию морских особо охраняемых природных территорий на период до 2012 года.
9.7.Разработать и принять федеральные законы "О защите морей от загрязнения нефтью и нефтепродуктами" и "О растительном мире". 
9.8.Считать приоритетной задачей в ходе административной реформы сосредоточить все функции контроля использования и оборота биологических ресурсов в едином федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды.
 
9.9.Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные стратегии по сохранения биоразнообразия с учетом положений Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и Экологической доктрины Российской Федерации, предусматривая целевое финансирование соответствующих планов действий из региональных бюджетов. разработать региональные стратегии по сохранению биоразнообразия на основе Национальной стратегии по сохранению биоразноообразия России и Экологической доктрины Российской Федерации;
10. Экологический мониторинг

10.1. Просить Правительство Российской Федерации:обязать соответствующие органы государственной исполнительной власти обеспечить эффективное функционирование и развитие на основе комплексной системы наблюдения государственного экологического мониторинга, направленного на своевременное предоставление необходимой информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнения и прежде всего на экологически неблагополучных территориях с целью принятия оперативных решений и информирования широкой общественности.

11. Региональные аспекты природоохранной деятельности

11.1. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения и дополнения в:Федеральный закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" - в части конкретизации полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;Федеральный закон Российской Федерации "Об экологической экспертизе" - в части внедрения дифференцированных механизмов проведения государственной экологической экспертизы с учетом степени экологической безопасности объектов;

 
Бюджетный кодекс Российской Федерации - в части изменений, предусматривающих направление денежных средств, полученных от административных штрафов и гражданско-правовых исков, плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы, по целевому назначению на выполнение природоохранных мероприятий, взамен предусмотренного статьей 96 данного Кодекса, внесения их в местный бюджет; внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации - в части изменений, предусматривающих направление денежных средств, полученных от административных штрафов и гражданско-правовых исков, платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы, по целевому назначению на выполнение природоохранных мероприятий, взамен предусмотренного статьей 96 данного Кодекса, внесения их в местный бюджет;
ускорить принятие Федерального Закона Российской Федерации "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", предусмотрев в нем целевое поступление и исполнение средств на природоохранные мероприятия, а также механизм экономического стимулирования выполнения природоохранных мероприятий хозяйствующими субъектами Российской Федерации; внедрять экономические механизмы по стимулированию предприятий и организации, осуществляющих природоохранные мероприятия;
принятие Федерального Закона Российской Федерации "О государственном контроле за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов Российской Федерации", предусмотрев в нем социальную защищенность государственных инспекторов по охране природы;принятие Федерального Закона Российской Федерации "О режиме использования водоохранных зон источников питьевого водоснабжения г, Москвы";  
рассмотреть вопрос совместно с Правительством Российской Федерации о восстановлении экологических фондов Российской Федерации. рассмотреть вопрос о восстановлении экологических фондов Российской Федерации.
11.2. Просить Правительство Российской Федерации:ежегодно предусматривать в Федеральном Законе Российской Федерации "О федеральном бюджете" средства:на профилактику лесных пожаров и борьбу с лесными пожарами в достаточных объемах и обеспечить их своевременное выделение па указанные цели;на восстановление и рекультивацию земель бывших военных полигонов, отработанных месторождений ранее действующих горнодобывающих предприятий.
11.3. Предложить МПР России обеспечить:разработку и утверждение методик исчисления размеров вреда окружающей среде и природным ресурсам в результате экологических правонарушений и преступлений;создание системы экологического мониторинга МПР России;разработку порядка осуществления государственного и муниципального экологического контроля и экологического мониторинга;
 
     ускорить подписание соглашений по охране окружающей среды между МПР России и субъектами Российской Федерации;
     совершенствовать систему подготовки кадров по охране окружающей среды;
     создать в структуре МПР России орган по работе с муниципальными образованиями;
     создать Совет ветеранов (старейшин) природоохранных органов системы МПР России.
ускорить подписание соглашений по охране окружающей среды с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;обеспечить совершенствование системы подготовки кадров по охране окружающей среды;создать Совет ветеранов (старейшин) природоохранных органов системы министерства.
11.4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:при планировании расходования финансовых средств предусматривать первоочередное их выделение на выполнение программных природоохранных мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений, объектов размещения и переработки отходов, питьевого водоснабжения и канализации, сохранения плодородия почв и других природных ресурсов; разработать и принять целевые программы по реабилитации окружающей среды на экологически неблагополучных территориях с приоритетным финансированием по строительству и реконструкции очистных сооружений сточных вод, объектов размещения и переработки отходов, объектов водоснабжения, сохранения плодородия почв и других природных ресурсов;
шире применять предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, осуществляющим природоохранное строительство;принять меры по обеспечению сохранности и воспроизводства защитных лесонасаждений и древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения.
11.5. Рекомендовать органам местного самоуправления;обеспечить разработку и представление на государственную экологическую экспертизу генеральных планов в схем застройки территорий, другой градостроительной документации, с целью снижения экологической нагрузки на селитебные территории;организовать в населенных пунктах раздельный сбор, транспортировку и утилизацию опасных и бытовых отходов.
11.6. Рекомендовать органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации" органам местного самоуправления ежегодно предусматривать выделение не менее 3% бюджета на природоохранные мероприятия.

     Просить Президента Российской Федерации поддержать инициативу по созданию Координационного Совета постоянно действующего форума стран СНГ по проблемам охраны окружающей среды и экологической безопасности;
     создать при полномочных представителях Президента Российской Федерации Советы по проблемам охраны окружающей среды и экологической безопасности во всех федеральных округах с участием государственных структур, общественных организаций, деловых и научных кругов.
     Съезд просит Федеральное собрание Российской Федерации считать приоритетным рассмотрение и принятие федеральных законов в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
     С целью совершенствования правовых основ охраны окружающей среды и экологической безопасности, ускорить разработку и принятие федеральных законов "Об экологической безопасности", "О статусе зон экологического бедствия", "О радиоактивных отходах", "О питьевой воде", "Об охране почв", "О растительном мире", "Об охоте", "О рыболовстве", "Об экологическом аудите",, "Об экологическим страховании", "Об экологическом контроле"; "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", предусмотрев в нем взимание платы за загрязнение окружающей среды радионуклидами;

 
ускорить разработку подзаконных актов к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"; организовать мероприятия по разработке экологических нормативов па базе концепции оценки и управления экологическими рисками; 
предусмотреть необходимость рекультивации ранее нарушенных территорий и акваторий; экономических преимуществ за предприятиями, занимающимися переработкой вторичных ресурсов по сравнению с ресурсодобывающим; механизма реализации бассейнового принципа управления водными объектами.
ускорить разработку подзаконных актов к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"; нормативов на базе концепции оценки и управления экологическими рисками; обеспечить совершенствование механизма реализации бассейнового принципа управления водными объектами;
С привлечением Генпрокуратуры России и Минюста России разработать систему мероприятий по эффективному правоприменению в области экологической безопасности и возмещения ущерба, нанесенного экологическим правонарушением. МВД России: разработать систему мероприятий по эффективному правоприменению с целью обеспечения экологической безопасности и возмещения ущерба, нанесенного экологическим правонарушением.
Главам администраций субъектов Российской Федерации совместно Минсельхозом России, Минздравом России, Минэнерго России разработать, с участием общественных организаций, планы оздоровления экологической обстановки в населенных пунктах, провести оценку воздействия на окружающую среду и здоровье населения промышленных и иных объектов хозяйственной деятельности; обеспечить поэтапный отказ от депонирования ТБО и переход к комплексному использованию отходов как сырьевого и энергетического ресурса, обеспечить экологическую безопасность отходов, включая нефтесодержащие отходы и отходы бурения, а также ядохимикатов, вышедших из употребления. провести оценку воздействия на окружающую среду и здоровье населения промышленных и иных объектов хозяйственной деятельностиобеспечить поэтапный отказ от депонирования ТБО и переход к комплексному использованию отходов;обеспечить экологическую безопасность при хранении и переработке отходов, в особенности представляющих угрозу окружающей среде и здоровью населения.
Правительству Российской Федерации
принять меры по обеспечению экологической безопасности и экологизации всех секторов экономики с целью обеспечения населения качественной продукцией и услугами, увеличению конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;
принять меры по обеспечению экологизации всех секторов экономики с целью обеспечения населения качественной продукцией и услугами, увеличению конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;
     считать целесообразным разработку региональных нормативов качества окружающей среды с учетом специфики загрязнения территории,
     разработать и обеспечить реализацию плана действий по использованию и внедрению новейших природоохранных технологий, энерго- и материалосберегающих производств в различных видах деятельности, по реабилитации здоровья населения и состояния окружающей среды на техногенно загрязненных территориях с ориентацией на привлечение внутренних ресурсов территорий; по уничтожению стойких органических загрязнителей и других опасных химических веществ; по обезвреживанию опасных биологических загрязнений и реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
     принять последовательные меры по разделению государственных органов по охране окружающей среды от органов по использованию природных ресурсов.
     В рамках проведения административной реформы рассмотреть предложение о создании вневедомственного надзорного органа в области охраны природы, об укреплении и совершенствовании экологической службы.
 
Минэкономразвития России, Минфину России принять меры по финансовому обеспечению ФЦП "Экология и природные ресурсы". рассмотреть вопрос об увеличении финансирования мероприятий, направленных на оздоровление городов и территорий экологического неблагополучия в рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 годы";
Минздраву России обеспечить оценку риска для здоровья населения при проектировании, реконструкции промышленных объектов, градостроительстве, определении приоритетов по выводу опасных производств за пределы населенных пунктов; разработать пакет программ по профилактике воздействий, наносящих ущерб здоровью населения; предусмотреть мероприятия по оценке риска для здоровья населения при проектировании, реконструкции промышленных объектов, градостроительстве, определении приоритетов по выводу опасных производств за пределы населенных пунктов.
Минэнерго России, Минпромнауки России обеспечить выполнение природоохранных требований в энергетическом секторе, в том числе ускорить реализацию основных положений энергетической стратегии Российской Федерации в части внедрения и использования альтернативных источников энергии (ветровой, солнечной и др.);  
Госстрою России, Госстандарту России, Госгортехнадзору России, Госатомнадзору России обеспечить внедрение передовых природоохранных технологий в промышленности и строительстве, разработать в кратчайшие сроки пакет необходимых нормативно-правовых документов по ужесточению требований экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов хозяйственного и иного назначения; Госстрой России, Госстандарт России, Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России обеспечить внедрение передовых природоохранных технологий в промышленности и строительстве, разработать пакет необходимых нормативно-правовых документов по ужесточению требований экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов хозяйственного и иного назначения.
Минэкономразвития России, Минсельхозу России, МПР России, Роскомзему, Роскомрыболовству осуществить анализ действующего законодательства по вопросам землепользования, сельского, лесного, охотничье-промыслового и рыбного хозяйства и привести его к нормам, соответствующим международным стандартам с учетом национальной специфики; активно способствовать переходу экономики страны от сырьевого к ресурсе- и природосберегающему типу развития, базирующемуся на высокотехнологической промышленности; Минэкономразвития России, Минсельхоз России, МПР России, Роскомзем, Роскомрыболовство осуществить анализ действующего законодательства по вопросам землепользования, сельского, лесного, охотничье-промыслового и рыбного хозяйства и привести его к нормам, соответствующим международным стандартам с учетом национальной специфики; активно способствовать переходу экономики страны от сырьевого к ресурсо- и природосберегающему типу развития, базирующемуся на высокотехнологической промышленности.
Минтрансу России, Росавиакосмосу, Минобороны России, Минпромнауки России обеспечить выполнение требований природоохранительного законодательства предприятиями транспорта, объектами ракетно-космической деятельности, разработать пакет нормативно- правовых документов для создания в кратчайшие сроки технических и организационных условий для приведения всех транспортных средств в соответствие с международными требованиями и стандартами (включая морские перевозки углеводородного сырья); разработать и внедрить мероприятия по резкому снижению негативного воздействия ракетнокосмических комплексов на окружающую среду и околоземное космическое пространство; Минтранс России усилить контроль за выполнением природоохранительного законодательства подведомственными предприятиями, а также разработать нормативные правовые акты, направленные на обеспечение экологической безопасности при оказании транспортных услуг в особенности при морских перевозках нефти и нефтепродуктов.
Минобороны России, МПР России, Минздраву России, Минсельхозу России, Роскомзему обеспечить экологическую безопасность деятельности вооруженных сил (ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов), путем проведения экологически сбалансированной политики, обеспечивающей эффективное решение задач вооруженными силами при минимизации уровня воздействия на окружающую среду; при разоружении и утилизации военной техники, уничтожении оружия массового поражения и его элементов, запасов и производств химического оружия, а также решении проблемы утилизации отходов, полученных при уничтожении химического оружия; обеспечить реабилитацию территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов, в том числе в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения оружия массового поражения, а также в результате деятельности ВС РФ, ФСБ России, МВД России МЧС России, воинских формирований и органов.

МПР России, МВД России, ГТК России, РАН развивать систему особо охраняемых природных территорий и обеспечивать бюджетным финансированием, внедрить экономические механизмы сохранения биоразнообразия, создать национальную систему мониторинга биоразнообразия, усилить контроль за ввозом и использованием ГМО, подготовить материалы для подписания Картагенского протокола к Конвенции по биоразнообразию;

 
МПР России, Минфину России, МИД России поощрять развитие экологических фондов на уровне субъектов Российской Федерации, разработать нормативно-правовое обоснование для использования части прибыли ресурсодобывающих компаний (нефть, рыборесурсы, древесина) для целей охраны и сохранения окружающей среды; активно практиковать экологический зачет внешних долгов. Минэкономразвития России, Минэнерго России разработать нормативно-правовое обоснование для использования части прибыли ресурсодобывающих компаний для целей охраны и сохранения окружающей среды.
МПР России, заинтересованным министерствам и ведомствам принять конкретные меры по усилению роли институтов гражданского общества в решении проблем охраны окружающей среды; использовать организационные и другие возможности неправительственных организаций для сохранения и восстановления окружающей среды, здоровья человека; разработать нормативно-правовые документы об общественном экологическом контроле, экспертизе и инспекции; создать эффективный механизм предоставления информации по экологической безопасности общественности, обеспечить эффективную межведомственную координацию и обмен информацией по вопросам экологической безопасности; принять закон, запрещающий проектирование и строительство без положительного решения принятого на референдуме: АЭС, плотин и каналов, объектов уничтожения химического оружия. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:обеспечить взаимодействие с общественными экологическими организациями и создать систему обеспечения гражданского общества информацией о состоянии окружающей среды;
МПР России, Госгортехнадзору России совместно с субъектами Российской Федерации принять конкретные меры по обеспечению экологической безопасности объектов водного хозяйства, провести инспекцию гидротехнических сооружений водных объектов на территории Российской Федерации; разработать план первоочередных мероприятий по обеспечению их экологической безопасности. МПР России, Госгортехнадзор России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять конкретные меры по обеспечению экологической безопасности объектов водного хозяйства, проведению инспекций гидротехнических сооружений водных объектов на территории Российской Федерации и разработке плана первоочередных мероприятий по обеспечению их экологической безопасности.
МПР России, Минобразованию России, Минкультуры России, с привлечением глав администраций субъектов Российской Федерации включать вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития. Минобразования России, Минкультуры России, с привлечением исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить формирование экологической культуры, экологического образования и просвещения в составе федеральных целевых, региональных и муниципальных программ развития.
Минэкономразвития России, МПР России совместно с главами администраций субъектов Российской Федерации стимулировать деловой сектор, более активно вырабатывать и осуществлять корпоративную социально-ответственную экологическую политику, содействовать привлечению малого и среднего бизнеса к выполнению федеральных и региональных экологических программ на основе государственного заказа; Минэкономразвития России, МПР России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации стимулировать природопользователей к более активному осуществлению корпоративной социально-ответственной экологической политики, содействовать привлечению малого и среднего бизнеса к выполнению федеральных и региональных экологических программ.
соответствующим органам государственной исполнительной власти обеспечить эффективное функционирование и развитие государственного экологического мониторинга на основе комплексной системы наблюдения, направленного на своевременное предоставление необходимой информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнения и прежде всего на экологически неблагополучных территориях с целю принятия оперативных решений и информирования широкой общественности; обеспечить эффективное функционирование и развитие государственного экологического мониторинга на основе комплексной системы наблюдений, направленных на своевременное представление информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении в особенности на экологически неблагоприятных территориях с целью принятия оперативных решений и оповещения населения;
органам государственной власти субъектов Российской Федерации с экологически неблагополучной обстановкой разработать и принять целевые программы по реабилитации окружающей среды и здоровья населения, проживающего на техногенно загрязненных территориях, и обеспечить их финансирование.
     Съезд просит Правительство Российской Федерации рассмотреть настоящую Резолюцию и принять соответствующее распоряжение.
     Съезд просит федеральные и региональные органы исполнительной власти принимать безотлагательные меры по исполнению требований российского законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
     Съезд просит заинтересованные министерства и ведомства, а также деловые круги и общественные организации рассмотреть настоящую резолюцию, и принять соответствующие решения.
     Третий Всероссийский съезд по охране природы постановляет: 
     1.Опубликовать и широко распространить настоящую резолюцию и решения тематических секций съезда. 
      2.Провести Четвертый Всероссийский съезд по охране природы в 2006 году. 
      3.Создать постоянно действующий орган по реализации решений Третьего Всероссийского съезда по охране природы - Исполком Съезда. 
     4.Просить заинтересованные комитеты Государственной Думы, МПР России и Центр экологической политики России на партнерских началах обеспечить организационную поддержку работы Исполкома Съезда. 
     5.Просить принять участие в работе Исполкома Съезда представителей других органов государственной власти и неправительственных организаций. 
     6.МПР России создать Координационный совет по вопросам взаимодействия с ведущими хозяйствующими субъектами природопользования и общественными организациями.
      Поддержать предложения делегатов о создании Исполнительного Комитета съезда для работы по реализации решений в между съездами период. 
     Принята на заключительном пленарном заседании Съезда 21 ноября 2003 года.