Заповедники и национальные парки под угрозой!
Вариант текста, выдаваемый МПР России за резолюцию III Съезде по охране
природы
Делегаты и участники съезда - представители российских общественных экологических
организаций, исполнительной и законодательной власти всех уровней, научных
и образовательных учреждений, международных организаций и природопользователей
отмечают:
Сложная и неблагоприятная обстановка в отдельных регионах России формировалась
практически на протяжении многих десятилетий. Проблемы технического переоснащения
промышленного производства, резко возросшая автомобилизация городов, интенсивное
использование природных ресурсов, нарастающее загрязнение водных объектов,
резкое увеличение отходов производства и потребления приводит к дальнейшему
ухудшению окружающей среды.
На 15% территории России, где проживает около 60% населения страны состояние
окружающей среды не соответствует нормативам экологической безопасности.
Здесь же отмечаются чрезвычайно тревожные тенденции потери биологического
разнообразия.
По-прежнему не соответствует санитарным нормам качество воды во многих
источниках централизованного водоснабжения.
Негативное состояние окружающей среды приводит к ухудшению здоровья населения
и как следствие к сокращению продолжительности жизни.
Вместе с тем за период после Второго Всероссийского съезда по охране природы
в 1999 году наметились положительные тенденции в части правового, экономического
и общественного регулирования природоохранной деятельности:
-
приняты федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства
и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О присоединении
Российской Федерации к Международной конвенции об ответственности и компенсации
за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 года»,
«О государственном земельном кадастре», Земельный кодекс Российской Федерации,
«О землеустройстве» и др., и ряд нормативных правовых актов по реализации
федеральных законов; разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации
законопроекты «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»,
«Об экологической безопасности», «О статусе зон экологического бедствия».
-
утверждена федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы
России на 2002-2010 годы»;
-
одобрена Правительством Российской Федерации Экологическая доктрина Российской
Федерации и утвержден План действий ее реализации;
-
создана система государственного управления в области охраны окружающей
среды и использования природных ресурсов на федеральном и региональном
уровнях;
-
развивается и совершенствуется система государственной экологической экспертизы;
-
получила развитие система экологического контроля и обеспечения экологической
безопасности;
-
сформированы профессиональные общественные экологические организации;
-
в основном созданы природоохранные подразделения в производственной структуре
природопользователей.
Делегаты и участники съезда считают, что обеспечение права граждан на благоприятную
окружающую среду и экологическую безопасность может быть обеспечено при
соблюдении следующих условий:
-
равенства и единства экологических, социальных и экономических составляющих
развития государства;
-
приоритетного совершенствования законодательства в области охраны окружающей
среды и экологической безопасности по направлениям:
-
четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и
региональными органами государственной власти, а также органами местного
самоуправления;
-
внедрения механизма бассейнового принципа регулирования природопользования
и охраны окружающей среды;
-
совершенствования платежей за негативное воздействие на окружающую среду
на основополагающем принципе «загрязнитель платит»;
-
закрепления статуса зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической
ситуации, а также реабилитации загрязненных территорий прошлых лет;
-
внедрения механизмов экономического стимулирования переработки вторичных
ресурсов, отходов промышленности и бытовых отходов;
-
повышения роли общественных организаций и неправительственных формирований
в решении экологических проблем;
-
развития системы особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия;
-
открытости информации о состоянии окружающей среды и экологической безопасности
для гражданского общества.
Делегаты и участники съезда просят:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
-
организовать разработку генеральных планов развития территории на принципах
сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
-
разработать и принять целевые программы по реабилитации окружающей среды
на экологически неблагополучных территориях с приоритетным финансированием
по строительству и реконструкции очистных сооружений сточных вод, объектов
размещения и переработки отходов, объектов водоснабжения, сохранения плодородия
почв и других природных ресурсов;
-
внедрять экономические механизмы по стимулированию предприятий и организации,
осуществляющих природоохранные мероприятия;
-
разработать региональные нормативы качества окружающей среды;
-
развивать систему управления особо охраняемых природных территорий регионального
значения;
-
разработать региональные стратегии по сохранению биоразнообразия на основе
Национальной стратегии по сохранению биоразноообразия России и Экологической
доктрины Российской Федерации;
-
принять нормативные акты, содержащие механизмы и процедуры реализации прав
граждан на участие в разработке, принятии и реализации экологически значимых
решений;
-
провести оценку воздействия на окружающую среду и здоровье населения промышленных
и иных объектов хозяйственной деятельности;
-
обеспечить поэтапный отказ от депонирования ТБО и переход к комплексному
использованию отходов;
-
обеспечить экологическую безопасность при хранении и переработке отходов,
в особенности представляющих угрозу окружающей среде и здоровью населения.
МПР России совместно с другими федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации:
-
обеспечить исполнение Плана действий по реализации Экологической доктрины
Российской Федерации;
-
обеспечить эффективное функционирование и развитие государственного экологического
мониторинга на основе комплексной системы наблюдений, направленных на своевременное
представление информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении
в особенности на экологически неблагоприятных территориях с целью принятия
оперативных решений и оповещения населения;
-
принять действенные меры по созданию государственных природных заповедников
и национальных парков в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 23.05.01 № 785-р и разработку планов по созданию морских особо
охраняемых природных территорий на период до 2012 года.
МПР России:
-
осуществить обоснованное ранжирование территорий Российской Федерации по
степени экологического риска и мониторинга наиболее уязвимых территорий
с целью устранения негативных последствий нарушения окружающей среды и
вредных воздействий на здоровье населения;
-
обеспечить обязательную подготовку руководителей организаций и специалистов,
ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности,
которая оказывает воздействие на окружающую среду»;
-
ускорить разработку подзаконных актов к Федеральному закону «Об охране
окружающей среды»; нормативов на базе концепции оценки и управления экологическими
рисками; обеспечить совершенствование механизма реализации бассейнового
принципа управления водными объектами;
-
разработать и внедрить пилотный проект по нормированию нагрузок на водные
экосистемы, взяв за основу разработанный и апробированный Санкт-Петербургским
Политехническим Университетом механизм квотирования нагрузки в бассейне
с учетом эффективности природопользования предприятий, особенностей географического
положения и социально-экономического развития район;
-
доработать и представить в Правительство Российской Федерации Концепцию
международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования
и охраны окружающей среды;
-
развивать и совершенствовать работу с общественными экологическими организациями
и подготовить к утверждению в 2004 году рекомендации по ведению общественной
экологической экспертизы и контроля;
-
стимулировать экологическое образование и просвещение, а также юношеское
экологическое движение;
-
активизировать деятельность подразделений Министерства в субъектах Российской
Федерации по организации и проведению дней защиты от экологической опасности,
как основы консолидации исполнительной власти и общественных организаций
в решении экологических проблем;
-
разработать и утвердить методики исчисления размеров вреда окружающей среде
и природным ресурсам в результате экологических правонарушений и преступлений;
-
ускорить подписание соглашений по охране окружающей среды с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
-
обеспечить совершенствование системы подготовки кадров по охране окружающей
среды;
-
создать Совет ветеранов (старейшин) природоохранных органов системы министерства.
МПР России совместно с Минобразования России:
-
подготовить и утвердить Государственный образовательный стандарт по профессиональной
экологической подготовке и переподготовке руководителей и служащих государственных
и негосударственных организаций;
-
провести осенью 2004 г. Всероссийское совещание «Экологическое образование
и просвещение в интересах устойчивого развития».
МПР России, Госгортехнадзор России совместно с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации принять конкретные меры по обеспечению
экологической безопасности объектов водного хозяйства, проведению инспекций
гидротехнических сооружений водных объектов на территории Российской Федерации
и разработке плана первоочередных мероприятий по обеспечению их экологической
безопасности.
МПР России, Минобороны России, Роскомзем, Минсельхоз России разработать
и реализовать регламент передачи территорий освобождаемых войсковыми частями,
в сферу деятельности гражданской администрации с условием осуществления
их экологической реабилитации и исключения случаев бесконтрольного использования
районов, загрязненных высокотоксичными и другими опасными веществами.
МПР России совместно Минэкономразвития России установить действенные
механизмы повышения эффективности государственного контроля за выполнением
экологических программ и природоохранного законодательства, имея в виду
необходимость разработки и принятия закона «О государственном контроле
в области природопользования и охраны окружающей среды».
Минобразования России, Минкультуры России, с привлечением исполнительной
власти субъектов Российской Федерации обеспечить формирование экологической
культуры, экологического образования и просвещения в составе федеральных
целевых, региональных и муниципальных программ развития.
Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России в рамках реализации
энергетической стратегии Российской Федерации уделить особое внимание поиску
и использованию нетрадиционных экологически безопасных источников энергии
с целью кардинального снижения загрязнения атмосферы «парниковыми» газами.
Минэнерго России, Минпромнауки России, Минэкономразвития России провести
исследования и опубликовать результаты стратегии оценки воздействия на
окружающую среду развития предприятий топливно-энергетического комплекса
на период до 2020 года.
Минэкономразвития России, Минэнерго России разработать нормативно-правовое
обоснование для использования части прибыли ресурсодобывающих компаний
для целей охраны и сохранения окружающей среды.
Минэкономразвития России, Минсельхоз России, МПР России, Роскомзем, Роскомрыболовство
осуществить анализ действующего законодательства по вопросам землепользования,
сельского, лесного, охотничье-промыслового и рыбного хозяйства и привести
его к нормам, соответствующим международным стандартам с учетом национальной
специфики; активно способствовать переходу экономики страны от сырьевого
к ресурсо- и природосберегающему типу развития, базирующемуся на высокотехнологической
промышленности.
Минэкономразвития России, МПР России совместно с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации стимулировать природопользователей
к более активному осуществлению корпоративной социально-ответственной экологической
политики, содействовать привлечению малого и среднего бизнеса к выполнению
федеральных и региональных экологических программ.
Госстрой России, Госстандарт России, Госгортехнадзор России, Госатомнадзор
России обеспечить внедрение передовых природоохранных технологий в
промышленности и строительстве, разработать пакет необходимых нормативно-правовых
документов по ужесточению требований экологической безопасности при проектировании,
строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов
хозяйственного и иного назначения.
Минобороны России, МПР России, Минздрав России совместно с другими
государственными органами исполнительными власти разработать мероприятия
на обеспечение экологической безопасности деятельности вооруженных сил
(ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов), путем проведения
экологически сбалансированной политики, обеспечивающей эффективное решение
задач вооруженными силами при минимизации уровня воздействия на окружающую
среду; при разоружении и утилизации военной техники, уничтожении оружия
массового поражения и его элементов, запасов и производств химического
оружия, а также решении проблемы утилизации отходов, полученных при уничтожении
химического оружия; обеспечить реабилитацию территорий, загрязненных в
процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного
комплексов, в том числе в процессе производства, испытания, хранения и
уничтожения оружия массового поражения, а также в результате деятельности
ВС РФ, ФСБ России, МВД России МЧС России, воинских формирований и органов.
Минобороны России продолжить работу по дооборудованию военных кораблей,
вспомогательных судов и реконструкции соответствующих береговых территорий,
размещения складов горючесмазочных материалов, очистных сооружений в соответствии
с требованиями действующих нормативных правовых актов по охране окружающей
среды.
Минтранс России усилить контроль за выполнением природоохранительного
законодательства подведомственными предприятиями, а также разработать нормативные
правовые акты, направленные на обеспечение экологической безопасности при
оказании транспортных услуг в особенности при морских перевозках нефти
и нефтепродуктов.
Росавиакосмос, Минобороны России, Минпромнауки России усилить контроль
за выполнением требований природоохранительного законодательства на объектах
ракетно-космической деятельности, а также разработать и внедрить мероприятия
по снижению негативных воздействий ракетно-космических комплексов на окружающую
среду и околоземное космическое пространство.
МВД России:
-
рассмотреть вопрос формирования подразделений экологической милиции во
всех регионах Российской Федерации;
-
разработать систему мероприятий по эффективному правоприменению с целью
обеспечения экологической безопасности и возмещения ущерба, нанесенного
экологическим правонарушением.
Минобразования России:
-
рекомендовать разработать Национальный план действий по реализации решений
Саммита в Йоханнесбурге (2002) и Конференции министров по окружающей среде
стран Европы (Киев, 2003);
-
рассмотреть введение в учебные планы общеобразовательной школы курса «Экология»;
-
рассмотреть возможность сохранения учебного времени дисциплин естественно
- научного цикла (биологии, географии).
Минздрав России:
-
обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме охраны
окружающей среды и здоровья населения, методическое и организационное обеспечение
экологического и санитарно-гигиенического мониторинга окружающей среды,
методологии оценки и анализа риска неблагоприятных воздействий на состояние
окружающей среды и здоровье населения;
-
предусмотреть мероприятия по оценке риска для здоровья населения при проектировании,
реконструкции промышленных объектов, градостроительстве, определении приоритетов
по выводу опасных производств за пределы населенных пунктов.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
-
обеспечить взаимодействие с общественными экологическими организациями
и создать систему обеспечения гражданского общества информацией о состоянии
окружающей среды;
-
обеспечить приоритетное принятие законодательных актов прямого действия
в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
-
рассмотреть возможность внедрения законодательного стимулирования средств
массовой информации по опубликованию сведений о состоянии окружающей среды
и экологической безопасности.
Делегаты и участники съезда просят Правительство Российской Федерации:
-
принять меры по обеспечению экологизации всех секторов экономики с целью
обеспечения населения качественной продукцией и услугами, увеличению конкурентоспособности
российской продукции на мировом рынке;
-
ежегодно предусматривать выделение средств федерального бюджета в объемах
достаточных для профилактики лесных пожаров и борьбы с ними; рассмотреть
вопрос о выделении средств федерального бюджета на восстановление и рекультивацию
земель бывших военных полигонов, а также реабилитацию нарушенных и загрязненных
территорий ликвидированных предприятий;
-
рассмотреть вопрос об увеличении финансирования мероприятий, направленных
на оздоровление городов и территорий экологического неблагополучия в рамках
ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 годы»;
-
рассмотреть возможность выделения эфирного времени на телевизионных государственных
каналах за счет бюджетных средств для трансляции программ экологического
просвещения населения;
Делегаты и участники съезда просят Правительство Российской Федерации и
Федеральное Собрание Российской Федерации:
-
ускорить разработку и принятие федеральных законов «О плате за негативное
воздействие на окружающую среду», предусмотрев в нем взимание платы за
загрязнение окружающей среды радионуклидами, целевое поступление и исполнение
средств на природоохранные мероприятия, а также механизм экономического
стимулирования выполнения природоохранных мероприятий хозяйствующими субъектами
Российской Федерации; «О государственном контроле за состоянием окружающей
среды и использованием природных ресурсов Российской Федерации», предусмотрев
в нем социальную защищенность государственных инспекторов по охране природы;
«Об экологической безопасности», «О статусе зон экологического бедствия»,
«О радиоактивных отходах», «О питьевой воде», «Об охране почв», «О растительном
мире», «Об охоте», «О рыболовстве», «Об экологическом аудите», «Об экологическим
страховании», «Об экологическом контроле»; «О защите акваторий внутренних
морей и территориальных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами», «О
растительном мире», «Об упаковке и упаковочных отходах», «Об ответственности
за вред, причиненный здоровью и имуществу граждан в результате нарушения
законодательства в области охраны окружающей среды», «О добровольном страховании
рисков здоровью населения и окружающей среде»; «О порядке страхования жизни
здоровья и имущества граждан на случай аварии на ядерном объекте», «О режиме
использования водоохранных зон источников питьевого водоснабжения г. Москвы»;
«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и в «Уголовный Кодекс Российской Федерации» в части ответственности
за: оказание давления на экспертов государственной экологической экспертизы,
в том числе штатных сотрудников экспертных подразделений специально уполномоченных
органов; создание угрозы жизни и здоровью экспертов Государственной экологической
экспертизы (ГЭЭ) и штатных сотрудников экспертных подразделений государственной
экологической экспертизы; прямое или косвенное вмешательство в работу экспертов,
экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, экспертных
подразделений в области государственной экологической экспертизы;
-
внести изменения и дополнения в Федеральный закон Российской Федерации
от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - в части разграничения
полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления;
-
внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации –
в части изменений, предусматривающих направление денежных средств, полученных
от административных штрафов и гражданско-правовых исков, платы за нормативные
и сверхнормативные выбросы и сбросы, по целевому назначению на выполнение
природоохранных мероприятий, взамен предусмотренного статьей 96 данного
Кодекса, внесения их в местный бюджет;
-
рассмотреть вопрос о восстановлении экологических фондов Российской Федерации.
Съезд просит заинтересованные министерства и ведомства принять необходимые
меры по реализации настоящей резолюции.
Съезд просит Федеральное Собрание Российской Федерации считать приоритетным
в порядке очередности рассмотрение и принятие федеральных законов в сфере
природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Третий Всероссийский съезд по охране природы постановляет:
1. Опубликовать резолюцию съезда в средствах массовой
информации.
2. Провести Четвертый Всероссийский съезд по охране природы
в 2006 году.
3. Создать при МПР России Координационный совет по вопросам
взаимодействия с ведущими хозяйствующими субъектами природопользования
и общественными организациями.
4. Поддержать предложения делегатов съезда о создании Исполнительного
комитета съезда для работы по реализации решений в период между съездами
– Исполком Съезда.
Резолюция принята на заключительном пленарном заседании Съезда 21 ноября
2003 года, г.Москва, Государственный Кремлевский Дворец.