Заседание секции было посвящено двум основным проблемам:
В работе секции в течение двух дней приняло участие 439 человек. С докладами
и сообщениями выступило 35 участников. В редакционную группу секции поступило
выше 150 предложений с конкретными рекомендациями и замечаниями, в том
числе по пунктам для включения в резолюцию съезда.
По результатам работы секции с учетом всех замечаний и предложений подготовлены два документа:
Участники секции констатируют, что в настоящее время наметились опасные
тенденции в сфере обеспечения сохранения биоразнообразия в России и в развитии
всей системы особо охраняемых природных территорий. Период с 2000 года
характеризуется интенсивным развитием системы особо охраняемых природных
территорий в регионах России и прекращением расширения сети федеральных
особо охраняемых природных территорий.
Участники секции выражают серьезное беспокойство:
Учитывая международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из
решений Конвенции о биологическом разнообразии, Всемирного саммита по устойчивому
развитию (Йоханнесбург, 2002) о прекращении потерь биоразнообразия и развитии
репрезентативных и эффективно управляемых систем особо охраняемых природных
территорий участники секции считают приоритетными:
Участники секции рекомендуют:
1. В области совершенствования правового регулирования:
1.1. Считать недопустимой кардинальную ревизию законодательства Российской Федерации в области особо охраняемых природных территориях, влекущую разрушение апробированных механизмов их организации и функционирования. При совершенствовании законодательства обеспечить преемственность, сохранение концептуальных основ и позитивной практики развития системы особо охраняемых природных территорий на основе:
1.2. Внести в Лесной кодекс Российской Федерации нормы:
1.3. Внести изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях нормы:
1.4. Внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части, предусматривающей отчисление на премирование инспекторского состава
в целях стимулирования усиления борьбы с браконьерством 50% взысканных
сумм соответствующих административных штрафов и гражданских исков, а также
средств, вырученных от реализации изъятой продукции незаконного природопользования.
1.5. Внести дополнение в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения правами органов дознания должностных лиц:
1.6. Внести дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации:
1.7. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О животном мире"
в части усиления функций государственного контроля в области охраны и использования
объектов животного мира и среды их обитания, создание специализированных
инспекций поохране объектов животного мира.
1.8. Внести необходимые изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части освобождения государственных природных заповедников и национальных парков от уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
1.9. Закрепить в законодательстве Российской Федерации специальный статус территорий, включенных в Список водно-болотных угодий международного значения в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 1971), с особым режимом охраны и использования.
1.10. В развитие норм Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельного кодекса Российской Федерации подготовить и утвердить в установленном порядке Положение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий
1.11. Разработать и утвердить предельные размеры сборов за пользование:
1.12. Разработать и утвердить предельные размеры такс возмещения ущерба
за уничтожение и незаконное изъятие:
1.13. Внести дополнения в законодательство о лицензировании отдельных видов
деятельности в отношении деятельности, связанной с содержанием и разведением
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
1.14. Внести изменения в гражданское законодательство Российской Федерации, выделив редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений в категорию с ограниченной оборотоспособностью.
1.15. Разработать и принять следующие федеральные законы:
1.16. Внести изменения в законодательство, обеспечивающие возврат средств,
полученных в качестве платежей, исков, штрафов на нужды охраны биоразнообразия
(в рекомендации).
2. В области учета, мониторинга, использования и сохранения биологического разнообразия:
2.1. Обеспечить создание и ведение кадастра и мониторинга объектов биологического разнообразия, в первую очередь, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, развивать научно-методические основы ведения кадастра и мониторинга.
2.2. Установить требования к разработке и порядку ведения кадастра охотничьих угодий.
2.3. Внедрить механизмы стратегической экологической оценки территорий и проектов в соответствии с рекомендациями решений Конвенции о биологическом разнообразии и Протокола по стратегической экологической оценке.
2.4. Разработать Стратегию рационального использования и охраны ресурсов дикорастущих лекарственных растений.
2.5. Разработать адаптивную, экологически обоснованную Стратегию сохранения агробиоразнообразия в целях внедрения экологических принципов и технологий ведения сельского хозяйства.
2.6. Обеспечить развитие мер предотвращения, контроля и борьбы с распространением инвазийных чужеродных видов.
2.7. Разработать и внедрить методы эколого-экономической оценки биоразнообразия, развивать экономические механизмы, стимулирующие сохранение и устойчивое использование биоразнообразия.
2.8. Внедрять экосистемный подход и бассейновый принцип управления в систему охраны и устойчивого использования водно-болотных угодий.
2.9. Способствовать сохранению экстенсивных форм хозяйствования в местах проживания малочисленных коренных народов и старожильческого населения, запретить передачу и продажу этих земель в иную форму собственности.
2.10. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные стратегии сохранения биоразнообразия с учетом положений учетом положений Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и Экологической доктрины Российской Федерации, предусматривая целевое финансирование соответствующих планов действий из региональных бюджетов.
2.11. Рекомендовать Правительству Российской Федерации включить формулировки рекомендаций государственной экологической экспертизы по вопросам объемов и форм изъятия биологических ресурсов в тексты своих постановлений по утверждению ежегодных общих допустимых уловов в полном объеме в качестве обязательных к исполнению.
2.12. Эффективно использовать возможности Глобального экологического фонда для получения и реализации в России грантов по сохранению биоразнообразия для решения приоритетных проблем в этой области.
3. В области усиления борьбы с нелегальным добычей и оборотом биологических ресурсов:
3.1. Считать приоритетной задачей в ходе административной реформы сосредоточить все функции контроля за использованием и оборотом биологических ресурсов в едином федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды.
3.2. Подготовить и принять постановление, регламентирующее порядок транспортировки круглого леса к местам складирования, переработки и реализации, а также устанавливающее обязательную регистрацию всех складов и бирж круглого леса, обязательную систему учета, маркировки и подтверждения легальности происхождения поступившей на склад продукции.
3.3. Подготовить проекты международных соглашений по предотвращению торговли нелегальной лесной продукцией на основе единых требований к качеству продукции, методам измерений, санитарным и экологическим нормам, происхождению древесины, а также на основе постоянного обмена информацией о разрешенных объемах рубок, уровне цен, и объемах легального экспорта.
3.4. Реорганизовать систему государственной лесной охраны, создав в каждом субъекте федерации специализированные инспекции, а в лесхозах специализированные подразделения, занимающиеся исключительно вопросами борьбы с незаконными рубками леса и иными лесонарушениями.
3.5. Рекомендовать Государственному таможенному комитету Российской Федерации организовать регулярную рассылку в территориальные управления информационных писем, содержащих списки кодов и наименований товаров, запрещенных к вывозу в коммерческих целях, требующих специальных разрешительных документов для вывоза и ограниченных к вывозу в объеме установленных квот.
3.6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов Российской Федерации:
3.7. Обеспечить правовое закрепление ограничения оборота сетчатых орудий
лова.
3.8. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить правила добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и не занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
3.9. Рекомендовать МПР России и ГТК России определить конкретные пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации объектов, подпадающих под действие СИТЕС.
4. В области сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и других организмов:
4.1. Утвердить Стратегию сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
4.2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
4.3. Развивать систему практических мероприятий и мер государственной поддержки
по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных, растений и других организмов, в первую очередь, в отношении
видов, для которых разработаны научно-обоснованные системы мер охраны:
дальневосточного леопарда, амурского тигра, снежного барса, зубра, стерха,
дальневосточного аиста.
4.4. Развивать систему питомников по разведению вне естественной среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных с целью их реинтродукции в природу; шире внедрять государственный заказ на выпуск в природу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов из действующих государственных и негосударственных питомников.
4.5. Совершенствовать подходы к государственному обеспечению ведения Красной книги Российской Федерации и Красных книг субъектов Российской Федерации на основе единой научно-обоснованной методологии, принципов и подходов.
5. В области развития сети особо охраняемых природных территорий:
5.1. Обеспечить создание новых государственных природных заповедников и национальных парков, предусмотренных Перечнем, одобренным распоряжением Правительства России от 23 мая 2001 г. № 725-р.
5.2. До создания ООПТ, предусмотренных Перечнем, одобренным распоряжением Правительства России от 23 мая 2001 г. № 725-р, органам исполнительной власти принять исчерпывающие меры по предотвращению деградации указанных территорий и прекращению (ограничению) на них наиболее природоразрушающих видов хозяйственной деятельности.
5.3. Предпринять шаги по организации:
5.4. Разработать практические механизмы реализации законодательства о территориях
традиционного природопользования в направлении обеспечения их создания
и охраны.
6. В области обеспечения сохранения биологического и ландшафтного разнообразия на особо охраняемых природных территориях:
6.1. Считать важнейшей задачей государственных природоохранных органов пресекать любые попытки отчуждения участков либо иного нарушения территориальной целостности особо охраняемых природных территорий, а также осуществления в их границах противоправной хозяйственной деятельности.
6.2. Считать необходимым требовать отмены постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года №571 в части изъятия земельных участков из состава Сочинского национального парка и предоставления их Сочинскому заказнику.
6.3. Просить Президента Кабардино-Балкарской Республики В.М. Кокова обеспечить территориальную целостность и сохранение правового статуса территории национального парка «Приэльбрусье» и Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника.
6.4. В связи с нарушениями природоохранительного законодательства при строительстве Юмагузинского водохранилища в Республике Башкортостан:
7. В области обеспечения функционирования особо охраняемых природных
территорий:
7.1. Отметить необходимость срочной организации работ по проведению межевания земель и оформления земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения в постоянное (бессрочное) пользование соответствующим государственным учреждениям.
7.2. Рекомендовать МПР России разработать и утвердить единые методические рекомендации и инструктивные материалы в области:
7.3. МПР России обеспечить ежегодное выделение средств на охрану лесов
от пожаров и борьбу с ними в заповедниках.
7.4. Рекомендовать МПР России создать систему повышения квалификации сотрудников особо охраняемых природных территорий по различным аспектам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
8. В области совершенствования государственного управления:
8.1. Создать на базе государственной службы охраны окружающей природной среды МПР России Федеральную службу экологической безопасности и охраны окружающей среды Российской Федерации, передав ей функции государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы, управления ООПТ и сохранения биоразнообразия.
8.2. Считать необходимым условием обеспечения эффективного управления единой системой федеральных особо охраняемых природных территорий создание в структуре федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, Государственной службы особо охраняемых природных территорий, наделив ее всеми функциями и полномочиями, необходимыми для эффективного управления этой системой.
8.3. Одобрить практику создания в субъектах Российской Федерации специализированных служб по управлению системами особо охраняемых природных территорий регионального значения.
8.4. Безотлагательно приступить к пересмотру системы оплаты труда руководителей и специалистов государственных природных заповедников и национальных парков с выводом их из Единой тарифной сетки.
8.5. Ввести обязательную практику замещения должности директора государственного природного заповедника или национального парка исключительно на конкурсной основе, обеспечив широкое распространение информации о проведении конкурса и формирование конкурсной комиссии из лиц, несущих персональную ответственность за последствия выбора.
8.6. Считать целесообразным заключение соглашения между МПР России и ФСБ России по вопросам взаимодействия в области охраны природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации.
8.7. Разработать и утвердить порядок по осуществлению государственного экологического контроля в субъектах Российской Федерации.
8.8. Поддержать инициативу МПР России о рассмотрении вопроса развития системы
особо охраняемых природных территорий на заседании Президиума Государственного
Совета Российской Федерации.
В целях развития полной, репрезентативной и эффективно управляемой системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации и сохранения биологического разнообразия:
1. Считать недопустимой коренную ревизию законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, влекущую разрушение апробированных механизмов создания и функционирования этих территорий. При совершенствовании законодательства обеспечить преемственность, сохранение концептуальных основ и позитивной практики развития системы особо охраняемых природных территорий.
2. Считать необходимым условием обеспечения эффективного управления единой системой федеральных особо охраняемых природных территорий создание в структуре федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, Государственной службы особо охраняемых природных территорий, наделив ее всеми функциями и полномочиями, необходимыми для эффективного управления этой системой.
3. Считать важнейшей задачей государственных природоохранных и правоохранительных органов пресечение попытки отчуждения и использования земельных и водных участков особо охраняемых природных территорий в целях, не совместимых с сохранением биологического и ландшафтного разнообразия.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации шире использовать практику создания специализированных служб по управлению системами особо охраняемых природных территорий регионального значения.
5. Принять неотложные меры по усилению борьбы с незаконными добычей, использованием и иным оборотом биологических ресурсов, включая совершенствование законодательства, правоприменительной практики и организацию специализированных инспекций.
6. МПР России и иным федеральным органам исполнительной власти принять неотложные меры по созданию новых государственных природных заповедников и национальных парков, предусмотренных Перечнем, одобренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 г. № 725-р и разработку планов по созданию морских особо охраняемых природных территорий на период до 2012 года.
7. Разработать и принять федеральные законы «О защите морей от загрязнения нефтью и нефтепродуктами» и «О растительном мире».
8. Считать приоритетной задачей в ходе административной реформы сосредоточить все функции контроля использования и оборота биологических ресурсов в едином федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды.
9. Предложить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
разработать региональные стратегии по сохранения биоразнообразия с учетом
положений Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и Экологической
доктрины Российской Федерации, предусматривая целевое финансирование соответствующих
планов действий из региональных бюджетов.