Заповедники и национальные парки под угрозой!

 Евгений ШВАРЦ, директор по охране природы Всемирного фонда дикой  природы (WWF): У нас до сих пор нет экологической доктрины

Известия (Россия) : 19.12.2003



                О последних событиях, связанных с природоохранным законодательством и деятельностью Министерства природных ресурсов, с директором по охране природы WWF России доктором географических наук Евгением ШВАРЦЕМ беседует наш специальный корреспондент Надежда МАРКИНА.
                      - Евгений Аркадьевич, за последнее время произошло несколько событий, непосредственно затрагивающих охрану природы в нашей стране. Связаны ли они между собой?
                   - Конечно, к сожалению, это звенья одной цепи. 26 ноября Совет федерации со второй попытки принял поправки к Лесному кодексу, разрешающие приватизацию лесов первой группы, то есть тех, в которых запрещены промышленные рубки. Это зеленые зоны, рекреационные леса вокруг больших городов и леса на охраняемых природных территориях. Они не подлежат приватизации в большинстве развитых стран мира, а сейчас Дума фактически узаконила в этих лесах вырубки и строительство коттеджей. Нельзя сказать, что мы вообще категорически против частной собственности на леса. Если бы
поправки касались их долгосрочной аренды лесопромышленными компаниями, которым в случае экологически и социально ответственного пользования разрешалась бы последующая приватизация, такое решение, наверное, было бы приемлемым, а для развития лесного сектора экономики, вероятно, даже полезным. Но вновь принятый закон рассматривает леса, в том числе самые ценные, только как средство получения прибыли чиновниками региональных администраций (в форме "административной ренты") и частными риэлторами.
                   - А что за история произошла с заповедниками, которые Министерство природных ресурсов захотело ликвидировать?
                   - История началась с того, что в начале декабря директора 135 заповедников и национальных парков России получили телеграмму из Министерства природных ресурсов. В телеграмме говорилось: "Проведенный центральным аппаратом МПР России анализ деятельности возглавляемой вами организации за период 2002-2003 гг. дает основание сделать вывод о
нецелесообразности ее дальнейшего существования..." Телеграмма была подписана заместителем министра природных ресурсов Валерием Павловым.
                   - Как отреагировали заповедники на это сообщение?
                   - Конечно, все были в шоке. Но многие из директоров проявили правовую грамотность и поняли, что их просто-напросто "берут на испуг". Министерство не имеет права закрыть заповедники и национальные парки, для этого нужно
как минимум специальное постановление правительства России. Кроме того, никакого реального анализа их деятельности министерство не проводило. Со специалистами по охране природы поступили как с нашкодившими школьниками -
поставили "неуд" и продемонстрировали, что могут дать пинка под зад. За  последние три года в стране не создано ни одного нового заповедника и ни одного национального парка, несмотря на утвержденную в мае 2001 года государственную программу по их созданию, но такого не было еще никогда. При всем том в МПР отмалчивались, в пресс-службе говорили, что никакой
телеграммы не было.
                   - Как развивались события дальше?
                   - Общественность немедленно подняла волну. Отреагировала ЮНЕСКО, пошли запросы правительств европейских стран. В результате уже на следующий день, в субботу, Минприроды вынуждено было "отыграть назад". Заповедники получили
другую телеграмму, в которой говорилось о том, что та, первая, "не считается" и была послана по ошибке. Заповедники и национальные парки якобы случайно попали в "список массовых рассылок". Такие действия возможны в первую очередь потому, что в стране нет независимого государственного органа, ответственного за охрану природы. И это самое главное. Это то, чего WWF и другие природоохранные организации добиваются начиная с 2000 г., когда Государственный комитет РФ по охране окружающей среды был ликвидирован. В Минприроды есть лесная служба, служба контроля природопользования и служба охраны окружающей среды. Но они не имеют никакой силы! Лесная служба выступала против поправок к Лесному кодексу, но с ее мнением не посчитались. А служба охраны окружающей среды про "наезд" Минприроды на заповедники узнала по телефону от звонивших им директоров заповедников и национальных парков. Решения принимают чиновники, совершенно некомпетентные в экологических вопросах. Вообще это порочная практика - "кто имеет, тот и охраняет". В США и практически во всех европейских странах, даже в маленькой Голландии, те, кто управляет природными ресурсами, отделены от тех, кто контролирует состояние природы.
                   - Совсем недавно Минприроды проводил 3-й съезд по охране природы, который оказался совершенно формальным мероприятием. Но все же обсуждались ли на съезде вопросы, связанные с последующими решениями?
                   - В резолюциях многих секций делегаты поставили главный вопрос - о создании независимого государственного органа по охране природы. Но из текста сводной резолюции съезда этот вопрос был просто исключен руководителями МПР безо всякого обсуждения. Хотя даже в урезанной итоговой резолюции остались формулировки о недопустимости ревизии законодательства, касающегося особо охраняемых природных территорий и недопустимости отчуждения охраняемых земель.
                   Съезд по охране природы, даже в такой форме, в которой он состоялся, пришел к необходимости создания "государственной службы особо охраняемых природных территорий, наделив ее всеми функциями и полномочиями,
необходимыми для эффективного управления этой системой". А вот что произошло через две недели. Министр Виталий Артюхов подписывает приказ N 1107 от 15.12.2003 г. о том, что в штаты заповедников и национальных парков России вводятся обязательные должности пяти заместителей директора, причем назначение каждого из них должно быть согласовано с соответствующими руководителями министерства. Такое решение помимо усложнения структуры управления фактически лишает директоров заповедников самостоятельности в подборе кадров и передает принятие решений в руки министерских чиновников, которые не имеют никакого отношения к охране природы. В результате, например, кандидатуру заместителя директора заповедника по управлению, экологическому образованию и экотуризму будет согласовывать заместитель
министра, курирующий финансово-экономический блок, безнадежно далекий от экологических проблем. Таковы сегодня реальный уровень и практика менеджмента в Минприроды.
                   - В прошлом году правительство РФ одобрило экологическую доктрину России. Как соотносятся действия Минприроды с экологической доктриной? Ведь ясно, что они ее нарушают?
                   - Конечно, нарушают, но за это никто не несет юридической ответственности. Кстати, экологическая доктрина - единственная из всех доктрин России (а есть еще военная, морская, информационная, образовательная), до сих пор не подписанная президентом.
                   Очевидно, что идет целенаправленная деэкологизация законодательства для реализации ошибочной и экономически безграмотной концепции "грязного подъема" экономики страны. Теперь, когда в Думе нет партии "Яблоко",
которая единственная всерьез пыталась этому помешать, фактически можно принять все что угодно совершенно беспрепятственно. В борьбе за собственность интересы охраны природы оказываются на последнем месте.