В последние годы Министерство природных ресурсов проводит целенаправленную
политику на развал уникальной системы заповедников и национальных парков
России. Особенно это стало ощущаться после прихода в МПР Министра В.Г.Артюхова
Первым действием в этом направлении стало фактическое прекращение развития
сети государственных природных заповедников и национальных парков. Министерство
всячески старалось как можно дольше затянуть и забюрократизировать этот
процесс. Одним из таких действий стало затягивание государственной экологической
экспертизы документации, обосновывающей создание новых заповедников и национальных
парков. Так, например, государственная экологическая экспертиза проекта
национального парка "Удыгейская легенда" длилась в общей сложности несколько
лет и чуть не закончилась отрицательным заключением. Почти год длилась
экспертиза проекта национального парка "Калевальский". Следует отметить,
что хотя согласно положению об МПР именно оно должно обеспечивать развитие
федеральной сети ООПТ, оплату экспертиз указанных объектов производили
общественные организации. Однако, даже после того, как несколько объектов
прошло экспертизу, МПР отнюдь не спешит направлять документы в Правительство.
В результате уже абсолютно ясно, что и в этом году ни один новый заповедник
или национальный парк создан не будет.
Естественно, что Министерство не принимает никаких мер по защите территорий,
предполагаемых для создания новых заповедников и национальных парков. В
результате территории многих из них подвергаются интенсивному антропогенному
воздействию.
Так территория предполагаемого заповедника «Южно-таежный пихтовый» в Томской
области сдана в аренду для лесозаготовок на 25 лет. Предположительно, древесина
будет поставляться в Китай.
На территории запланированного национального парка «Удэгейская легенда»
в Приморском крае продолжаются интенсивные незаконные рубки леса.
На территории предполагаемого национального парка «Бузулукский бор» ведется
добыча нефти.
До сих пор окончательно не принято решение о запрете строительства нефтепровода
«Россия-Китай» через территорию Тункинского национального парка (Байкальский
регион).
Однако, когда возник вопрос об изъятии земель Сочинского национального
парка, руководство МПР не только не стало ждать необходимой в данном
случае государственной экологической экспертизы, но даже не послушалось
своих собственных специалистов, категорически возражающих против этого
незаконного решения. В результате проект Постановления Правительства об
изъятии 33000 га земель Сочинского национального парка был завизирован
лично Министром Артюховым. В настоящее время данное постановление обжаловано
в судебном порядке по иску Гринпис России.
В последнее время, попыток изъятия земель заповедников и национальных
парков становится все больше.
В мае этого года Правительство также приняло решение об утверждении границ
участков Сочинского национального парка, предоставляемых в аренду для организации
горнолыжного комплекса. Однако в прилагаемом к нему описании границ затрагивается
и территория Кавказского государственного биосферного заповедника,
включенного в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время Кабинетом Министров Республики Адыгея принято постановление
№ 343 "О мерах по созданию на территории Республики Адыгея природного парка"
(копия прилагается). Данным постановлением признаны утратившим силу решения
органов власти Адыгейской автономной области и Республики Адыгея о предоставлении
земельных участков Фишт-Оштенского горного массива, хребта Джигурсан и
плато Лагонаки Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 08.12.2003
№ 343 рекомендовано начать работать по организации на указанных территориях
природного парка.
Фактически, указанное постановление направлено на изъятие земельных участков
у Кавказского государственного природного биосферного заповедника и создание
на его территории природного парка - особо охраняемой природной территории
регионального значения.
На изымаемых у заповедника территориях предполагается строительство горнолыжного
комплекса, что в заповеднике запрещено законом. Тем не менее уже идет проектирование
инфраструктуры (дороги и ЛЭП), в ближайшее время может начаться строительство.
В настоящее время вопрос рассматривается в МПР России. По нашей информации
Департамент ООПТ уже подготовил проект отрицательного заключения по данному
вопросу. Однако, помятуя недавние события с изъятием земель Сочинского
национального парка, когда лично Министр В.Г.Артюхов согласовал проект
незаконный проект постановления Правительства, несмотря на отрицательное
заключение на него Государственной службы охраны окружающей среды, можно
ожидать вполне благосклонной реакции Министра на инициативы адыгейских
властей.
Однако, не удовлетворившись малоэффективными "наездами" на отдельные
заповедники и национальные парки, Министерство начало атаку на всю систему.
Практически весь год шли постоянные проверки заповедников и национальных
парков. В большинстве своем они проводились сотрудниками территориальных
органов МПР, мало что понимающими в вопросах организации и функционирования
ООПТ, поэтому не дали никаких результатов. Однако, естественно, все это
дезорганизовывало и без того тяжелую работу руководителей и коллективов
заповедников. При этом следует отметить, что в тех случаях, когда проверки
проводились специалистами Департамента ООПТ и привлеченными ими сотрудниками
(в частности неправительственных организаций), часто вскрывались серьезные
нарушения, однако никаких мер по ним министерство не принимало. Так в частности,
проведенная в феврале проверка Тебердинского государственного природного
заповедника показала полную профнепригодность и достаточную коррумпированность
его руководства. Однако он остался на своем посту по личному указанию министра.
При проверке национального парка "Башкирия" были выявлены значительные
нарушения режима национального парка, связанные со строительством Юмагузинского
водохранилища, в частности невыполнение предписания Департамента государственного
контроля и перспективного развития в сфере природпользования и охраны окружающей
среды МПР России по Приволжскому федеральному округу о приостановлении
работ, связанных с подготовкой ложа водохранилища. Информация об указанных
нарушениях была в очередной раз доложена руководству МПР Однако никаких
мер по пресечению нарушений и привлечению виновных к ответственности не
принято.
5 декабря Министерство природных ресурсов Российской Федерации разослало
директорам всех заповедников и национальных парков телеграмму, которая
начинается следующей фразой: «проведенный центральным аппаратом МПР России
анализ деятельности возглавляемой вами организации за период 2002-2003
гг. дает основание сделать вывод о нецелесообразности ее дальнейшего существования.
В целях выработки окончательного решения о дальнейшем функционировании
организации в 2004 году в срок до 15 декабря представьте в МПР России следующие
документы:…».
Из телеграммы однозначно следует, что если документы представлены
не будут, или если они по каким-либо причинам не удовлетворят МПРовских
чиновников, заповедник или национальный парк должен прекратить функционировать,
то есть фактически должен быть ликвидирован.
Помимо абсолютной дикости самой идеи, следует обратить внимание на полную
юридическую несостоятельность.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 6)
однозначно гласит: «запрещается изъятие или иное прекращение прав
на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные
природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников
полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного
лица к другому иными способами).»
Аналогичная норма содержится в статье 95 Земельного кодекса Российской
Федерации «в пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие
земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих
их целевому назначению, не допускается».
Таким образом, закон однозначно говорит, что ликвидировать заповедник или
национальный парк при нынешнем законодательстве невозможно. Однако МПР
в данном случае закон не писан.
А если учесть, что многие заповедники и национальные парки попадают под
юрисдикцию нескольких международных соглашений и организаций, то данное
решение МПР может привести к нарушению Россией своих международных обязательств.
Как это скажется на международном имидже России говорить видимо не стоит.
Возможно конечно, что подписавший телеграмму зам.министра МПР Павлов и
не в курсе действующего законодательства в области особо охраняемых природных
территорий, поскольку работает в своей должности всего несколько месяцев,
а специалисты Департамента особо охраняемых природных территорий, объектов
и сохранения биоразнообразия с удивлением узнали о данной телеграмме от
подведомственных им заповедников и национальных парков. Но абсолютно точно
известно, что ни один документ не выходит из МПР без личного одобрения
Министра В.Г.Артюхова.
Так что можно однозначно сказать, что данная телеграмма выражает именно
позицию высшего руководства министерства, на которое возложено управление
всей системой заповедников и национальных парков России.
Следует отметить, что эта телеграмма является логическим продолжением политики
МПР по управлению особо охраняемыми природными территориями.
Под давлением общественности и средств массовой информации телеграммы была
признана "отправленной ошибочно", однако давление продолжалось.
В ноябре 2003 года началось Департамент особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия был лишен большинства своих полномочий.
16 декабря 2003 года Министерство природных ресурсов разослало по всем
заповедникам и национальным паркам России приказ (от 15 декабря №
1107) "О внесении изменений в штатные расписания национальных парков и
государственных природных заповедников". Приказ подписан министром природных
ресурсов В.Г.Артюховым и вступил в силу, как внутренний документ министерства,
с момента его подписания.
Казалось бы, ничего особенного: штатное расписание организаций, входящих
в систему министерства, - это внутреннее дело министерства. Но и штатное
расписание можно переделать таким образом, что организации будут просто
неспособны выполнять свои функции, или выполнять совсем не те, ради которых
они создавались.
Именно это и было сделано приказом министра, который:
Фактически, министерство создает ситуацию, при которой отвечать за работу
заповедника будет по-прежнему его директор, но все важнейшие вопросы будут
курировать его замы - ставленники министерства. Любой неудобный для министерского
начальства директор заповедника может быть легко поставлен в такие условия,
когда он просто не сможет руководить организацией и, в конце концов, будет
легко снят.
Возможно, это не было бы так опасно, если руководители министерства желали
сохранять и развивать российские заповедники и национальные парки. Но,
как следует из приведенной выше телеграммы, разосланной меньше двух
недель назад, министерство "сделало вывод о нецелесообразности существования"
заповедников и национальных парков.
Если бы не это, приказ выглядел просто глупым, но не опасным. А с учетом
позиции министерства - он представляет реальную угрозу существованию большинства
заповедников и национальных парков.
Из всего изложенного приходится сделать вывод, что уникальная, единственная
в мире система российских заповедников и национальных парков находится
под реальной угрозой деградации и полного уничтожения. При этом основную
угрозу для системы представляет именно Министерство природных ресурсов,
на которое возложены функции по ее сохранению и развитию.
Указанные действия МПР еще раз убедительно доказывают необходимость создания
независимого природоохранного органа, осуществляющего государственное управление
и государственный контроль в области организации и функционирования особо
охраняемых природных территорий.