Бизнесу об экологии |
В последние годы российский бизнес окреп и дорос до интеграции в транснациональные
компании. При незавершенности правового регулирования экологических аспектов
деятельности и традиционно слабом общественном контроле внутри страны,
богатые компании оказались перед искушением сэкономить на экологизации
производства. Тем не менее ряд компаний, особенно ориентированных на внешние
рынки, обозначили готовность к признанию своей социальной и экологической
ответственности. Эта тенденция вызвана повышенной ролью экологических факторов
в конкурентной борьбе на наиболее выгодных европейском и североамериканском
рынках. Наряду с прозрачностью корпоративного управления социально-экологическая
ответственность оказалась своеобразным «входным билетом» в международное
деловое сообщество.
Оценив значение этой тенденции экологические организации вместо прямого
противостояния с голиафами бизнеса начинают использовать энергию их собственных
конкурентных отношений. Экологи не способны к масштабному финансированию
PR-кампаний, которые заказывают нефтяные и алюминиевые бароны. Однако им
по силам обеспечить российское и евро-американское сообщество, СМИ и самих
бизнес-конкурентов информацией, в которой разные компании, корпорации и
предприятия сопоставляются друг с другом по показателям экологической неэффективности
и конфликтности с общественностью. В бизнес-сообществе всегда найдутся
субъекты, которые не устоят перед искушением использовать такую информацию
для достижения конкурентных преимуществ.
Эффективным инструментом неадминистративного воздействия на экологическую
политику корпораций становятся рейтинги экологических издержек производства
компаний, отдельных предприятий, а в перспективе и отдельных товаров. Рейтинги
могут стать средством превращения размытого общественного мнения в реальную
экономическую силу, задающую вектор совершенствования технологий и менеджмента.
Экологические рейтинги должны ориентировать участников рынка на целенаправленные
вложения в управление своей репутацией для роста капитализации.
Помимо прямого влияния на рыночные позиции бизнеса, система экологических
рейтингов может закрепить тенденции к смягчению противоречий и росту доверия
между населением и бизнесом, привести к снижению социальной напряженности
вызванной дифференциацией доходов россиян в результате приватизации. Профессиональная
деятельность экспертных некоммерческих организаций и специализированных
агентств помогает формированию более гармоничных отношений между бизнесом
и населением, что, в конечном итоге, ведет к сужению поля карательных действий
власти и повышению антикоррупционной устойчивости администрирования.
Рейтинги экологических издержек – принципы и методология
Рейтинги экологических издержек представляют собой объективное сопоставление
разных отраслей, регионов и компаний по удельным показателям воздействия
производства на окружающую природную среду. Первый рейтинг экологических
издержек был определен для 2000 года, который в дальнейшем используется
в качестве базового. Двухтысячный год был весьма показателен
– это год начала нового века, в России это год ликвидации Госкомэкологии
России. Наконец это год прихода к власти нового Президента, который, кстати,
свою кандидатскую диссертацию посвятил экономической роли природных ресурсов.
Почему рейтинги экологических издержек в 2001 году публикуют спустя
почти два года? Дело в том, что экологическая информация становится доступной
обществу далеко не сразу. Конечно это не военные секреты, хранимые по 50
лет, но и без секретности бюрократическая машина госстатистики весьма неповоротлива.
Госкомстат России сводку по статистике регионов за 2001 год опубликовал
лишь в 2003 году.
Для расчета рейтингов используются официально опубликованные данные Госкомстата,
Росземкадастра и МПР России, в т.ч. Государственных докладов о состоянии
окружающей природной среды Российской Федерации. С методикой можно
ознакомиться на следующей странице.
В разработанной системе рейтингов экологических издержек использовано 7
показателей. Это своеобразные «семь грехов» экономики. Грехов конечно же
больше, но начать пришлось лишь с тех, которые можно учесть:
- Забор воды из природных водных объектов;
- Сброс в поверхностные водоемы загрязненных сточных вод;
- Выброс в атмосферу вредных веществ от стационарных источников;
- Выброс загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами;
- Образование токсичных отходов;
- Площадь нарушенных и занятых свалками земель;
- Площадь затопленных земель.
Для рейтинга 2001 года показатель забора воды заменен показателем
использования воды, т.к. Госкомстат и МПР России не опубликовали необходимых
сведений.
По каждому из семи частных показателей определен средний для России уровень
воздействия на природную среду в расчете на одного человека, занятого в
экономике. Частные показатели для отдельных отраслей и регионов выражены
в % к среднему для экономики России. Весь цифровой материал по отраслям
приведен
в таблице, а сводные материалы по регионам на карте
.
В наследство от социалистической системы отраслевых министерств и обкомов
КПСС в России сохранилась практика свода статистики лишь в разрезе отраслей
и областей (субъектов Федерации). Гораздо более актуальная для новых реалий
сводка по компаниям – Госкомстатом не производится. Сами компании не торопятся
исправить это положение. Но сравнение компаний, в первую очередь крупных,
возможно и в этих условиях. Каждое предприятие, входящее в компанию, расположено
в конкретных регионах и одновременно относится к конкретной отрасли, для
которых определены рейтинги экологических издержек. Перекрестное сравнение
данных позволяет взять оценку для каждого завода или промыслового объединения
в перекрестье цифр (как букву в кроссворде). Конечно это не точность микроскопа,
но как оптика для наблюдения за крупными целями этот метод походит.
Полученные результаты характеризуют лишь самые экономически мощные компании
для разработки рейтингов экологических издержек за 2001 год выбраны
31
компания реального сектора из первой сотни имеющих наибольший вес в экономике
России согласно оценке рейтингового центра АК&М. (Газпром, Норильский
никель, Сургутнефтегаз, РАО ЕЭС, Лукойл, Юкос, ТНК, Татнефть, Роснефть,
Славнефть, Сибнефть, АвтоВАЗ, Северсталь, Алроса, Магнитогорский металлургический
комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат, Башкирская нефтехимическая
компания, Башнефть, Горьковский автозавод, ОАО ТВЭЛ, Сиданко, Оренбургнефть,
Суал-ходдинг, Нижнекамскнефтехим, КамАЗ, Нижнетагильский металлургический
комбинат, Холдинг Русал, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Холдинговая
компания Кузбассразрезуголь, Мечел, Судостроительный завод “Северная верфь”).
По спортивной терминологии это рейтинг в супертяжелой и тяжелой весовой
категории. Оценка сделана лишь для лидеров финансовых рейтингов, производственные
достижения которых у всех на слуху, а вот экологическая цена этих достижений
известна общественности куда меньше.
Интегральный показатель экологических издержек определяется как среднее
арифметическое из семи частных показателей. Сводные результаты по отраслевым
группам компаний представлены на диаграммах,
а интегральный рейтинг - в таблице. Значение
показателя экологических издержек например 200% соответствует двукратному,
относительно среднероссийского, превышению объема воздействий на природную
среду одного работающего в отрасли, регионе или компании в среднем по всем
7-ми
показателям. Значение рейтинга ниже 100 % – соответствует более
низким, чем в среднем по России, уровням экологических издержек
производства. Таким образом оценку издержек можно трактовать как показатель
кратности с которой экологический след каждого работающего в оцениваемых
отраслях, регионах и компаниях больше или меньше среднего следа работающего
россиянина. Так у каждого работника РАО ЕЭС России размер экологического
ботинка в почти в 15 раз больше, чем у среднего россиянина, в среднем
он в 15 раз больше льёт воды и сливает в канализацию.
Основные тенденции после 2000 года
Начиная с 2001 года стало возможным учесть не только величину экологического следа, но и его динамику. Теперь можно сказать у кого «экологические ботинки» растоптались еще шире, а кто стал ходить по планете Земля осторожней, на цыпочках:
Экологическая «конфликтность» компаний
Помимо оценки экологических издержек было проведено изучение частоты конфликтов
с экологической общественностью всех включенных в рейтинг компаний и их
отражения в Интернете и СМИ. Активность общественного обсуждения экологических
аспектов деятельности компаний является набором первично субъективных мнений,
однако, будучи систематизированными и обобщенными, такие мнения превращаются
в объективно достоверную картину взглядов населения на экологическую ответственность
бизнеса. В этом качестве мониторинг конфликтов с экологической общественностью
– это новая форма народного контроля в охране природы.
Для интегральной оценки использованы:
- результаты специального мониторинга (см. http://www.biodat.ru/db/mon/index.htm ), которые позволяют оценить настойчивость экологического контроля со стороны общественности;Последние результаты показали отчетливую корреляцию между частотой конфликтов с экологической общественностью, с одной стороны, и покладистостью госэкспертизы, с другой. Чем выше был процент положительных заключений госэкспертизы, тем чаще в регионе возникают конфликты вокруг экологически опасных проектов бизнеса. Непринципиальность государственной оценки определенно является фактором активизации претензий со стороны гражданских организаций и населения. Все проанализированные показатели позволили дать интегральную оценку напряженности общественного внимания к экологическим аспектам производства для 31-ой компании.
- подсчет частоты совпадения упоминаний экологических проблем в одних документах с брэндами крупнейших компаний и названиями регионов находимых в Интернет поисковыми системами;
- сведения о принципиальности подхода государственной экологической экспертизы к оценкам хозяйственных проектов в регионах, где работают предприятия оцениваемых компаний.
Готовность компаний к открытию экологической отчетности
Расчет рейтингов опирается на стандартную информацию, которую все предприятия
компаний предоставляют в органы государственной статистики. В ходе подготовки
рейтинга во все компании списка «31» были направлены запросы на
эту открытую (но не обобщенную по всем предприятиям компании) информацию.
Если в прошлом году, до публикации первых рейтингов, аналогичный запрос
был полностью проигнорирован, то сейчас на него откликнулись
уже 12 компаний.
Среди ответивших компаний нет знаковых Лукойла и Юкоса. Из 12-ти
ответивших почти половина под тем или иным предлогом отказали в предоставлении
информации или ограничились методическими замечаниями (Газпром, Сургутнефтегаз,
Липецкий металлургический комбинат, СУАЛ). Государственная компания Роснефть
и ОАО ТВЭЛ (объединение предприятий ядерного цикла) предложили направить
запрос к тем организациям, которые осуществляют для них анализ экологической
статистики. При этом ВНИИХТ (партнер ТВЭЛа) согласился представить такую
сводную статистику для расчета рейтингов. Готов открыть свою экологическую
статистику (но пока не предоставил) и Горьковский автозавод. Наконец пять
компаний – Славнефть, КАМАЗ, Северсталь, Магнитогорский металлургический
комбинат и алмазный концерн АЛРОСА направили в рейтинговое агентство всю
необходимую для оценки информацию. Первой в этом списке открывших свою
экологическую отчетность стала компания Славнефть. Более того, эта компания
представила данные как обобщенные, так и в разрезе всех входивших в нее
предприятий и объединений, что свидетельствует не только об открытости,
но и о порядке в организации экологического контроля на этой компании.