Бизнесу об экологии             
 Социально-экологический Союз и Агентство BioDat представляют  

Бизнес и экология в России - предыстория рейтингов

      Реального сохранения живой природы и охраны окружающей среды невозможно добиться без осознанного и конструктивного взаимодействия экологически обеспокоенной общественности с бизнесом. До настоящего времени на этом направлении нет серьезного прорыва. Бизнес-сообщество не только в России, но и во всем мире, продолжает относиться к охране природы как к дополнительной, в ряде случаев неизбежной, обузе или сфере рекламы своих меценатских достоинств. Однако анализ ситуации, в котором принимали участие ряд активистов НПО, показал наличие одной уязвимой бреши в стене, которой бизнес отгораживается от полноценного участия в решении экологических проблем. Эта брешь связана с использованием самим бизнесом экологической аргументации для устранения конкурентов и завоевания рынков. Разрабатывая эту тему Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия" еще в 1998 году начал подготовку обзора фактов и примеров использования экологической аргументации на российских и мировых рынках. Первый краткий обзор был опубликован к Второму Съезду по охране природы России (Саратов, 1999), он не имел авторской позиции и излагал материал в том виде, как подают его СМИ. Целью этого и последующих обзоров проблемы "Экология и Бизнес" являлось накопление критической массы фактов для начала процессов их совместного обсуждения обеими сторонами.

      Библиография: Экологические проблемы и товаропроизводители: обзор фактов и примеров на российском и мировом рынках. Составители: В.И. Перерва, А.С. Мартынов, А.А. Тишков. М.: Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия". 1999. 47 с.
      Несмотря на отсутствие явных успехов в налаживании конструктивного диалога с российским бизнесом Проект ГЭФ продолжал усилия по разъяснению бизнесменам целесообразности сотрудничества с экологами, ориентируя их на две группы мотивов - стремление к экономической и политической безопасности и стремление к лидерству. Именно на мотивацию экономической безопасности было направлено накопление фактов использования экологической информации и аргументации в отношениях между товаропроизводителями и некоторыми странами. В России с "экологическим давлением" пока сталкиваются единичные предприятия, выходящие на внешние, главным образом европейские, рынки, поэтому их негативный опыт нуждается в широком распространении и своеобразной рекламе. Для привлечения внимания национального бизнеса к серьезности проблемы Проектом ГЭФ был подготовлен проект специального доклада "Как одни бизнесмены с экологами ссорились, а другие прибыли делили", который в 2001 году был разослан крупнейшим компаниям, работающим в России.
      В отличие от первого обзора, который был проигнорирован и бизнесом и НПО, на этот документ была реакция нескольких компаний и отдельных специалистов. Так, были предложены новые сюжеты к докладу (о борьбе вокруг переработки попутного газа, о противодействии использованию нефосфатных стиральных порошков в России, об отборе экологически чистых территорий для заготовки ягодных основ для прохладительных напитков), а представители компаний ЛУКойл, Арктикгаз и СИБУР приняли участие в Национальном Форуме по сохранению живой природы России в мае 2001 г.
      Чтобы подчеркнуть PR-составляющую эколого-экономических проблем России, было решено продолжить серию "Пособий для детей и министров" третьим иллюстрированным изданием. В нем в форме журналистского расследования изложены реальные ситуации в сфере природопользования и обрисованы перспективы рекламной активности с использованием "природных" и "экологических" брендов.
      Библиография: - А. Мартынов, Н. Рыжова, И. Рыжов. Природа илии прибыль. Пособие для детей и министров по экологически ответственному бизнесу. -М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2001. -36 с.
      Опыт контактов с бизнесом показал, что на современном этапе своего развития бизнес-сообщество не ощущает себя корпоративной группой с общими интересами. Противоречия и конкурентные отношения оказываются сильнее необходимости решения тех общих проблем, в т.ч. экологических, которые встают перед бизнесом в целом. В этих условиях именно претензии экологов могут стать основой для новых форм объединения бизнеса. Так, на мировом уровне развивалось корпоративное регулирование деятельности в лесной и горнодобывающей отраслях. Ряд компаний стал активно использовать членство в корпоративных структурах, декларирующих приверженность охране природы, как условие успешного бизнеса. Процесс пошел в сторону новых ограничений на торговлю и других элементов "мягкого" ограничения присутствия на экологически чувствительных сегментах рынков (в первую очередь европейских).
      Другим средством превращения мотивов лидерства в экономически ощутимые стимулы к экологизации была признана система рейтингов опасности для живой природы предприятий, компаний и фирм. От желания улучшить свое положение в рейтинге, а с ним и значимость в глазах партнеров или клиентов, всего один шаг до проведения экологического аудита и сертификации, в т.ч. по стандартам серии ISO. Для обсуждения этого направления действий Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия" предложил концепцию создания в России соответствующих рейтинговых агентств.

СПИСОК
материалов по проблеме "Бизнес и экология"

      Экологические проблемы и товаропроизводители: обзор фактов и примеров на российском и мировом рынках. Авторы-составители - Перерва В.И., Мартынов А.С., Тишков А.А. М.: Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия, 1999, 48 с.
WWW-версия

      А.С. Мартынов, М.В. Мирутенко, А.А. Тишков, И.Н. Рыжов. Бизнес и экология (доклад о взаимоотношениях бизнеса и экологии для Национального Форума по биоразнообразию - июнь 2001 г.) Астраханский вестник экологического образования № 1(3), 2002
WWW-версия "Как одни бизнесмены с экологами ссорились, а другие прибыли делили"

      А. Мартынов, Н. Рыжова, И. Рыжов. Природа и прибыль: пособие для детей и министров по экологически ответственному бизнесу. РЭФИА, НИА-Природа, М., 20001, 36 с.
WWW-версия

      Основные положения к созданию системы корпоративных экологических кодексов.
WWW-версия

      Основные принципы создания и публикации экологических рейтингов в России.
WWW-версия

      Система финансирования охраны живой природы в России (анализ и базы данных по экологическим проектам). М: Издательский Дом "Страховое ревю", 2002.
WWW-версия:
1. анализ
2. База данных по природоохранным проектам, профинансированным из зарубежных источников

[Cистема рейтингов] [Методология] [Общественный мониторинг] [Рейтинги]